Исследования вербальной памяти
19 исследований (1965-1973 гг.).
Испытуемые обоего пола от 2,5 до 75 лет. Метолики:
1) узнавание слов после слухового предъявления и установление латентного периода узнавания незнакомых слов;
2) воспроизведение слов (в том числе в задачах на классификацию), ряда из 5 слов (после четырехмесячного перерыва), из 1 2 слов, названий предметов, предложений (после слухового предъявления) и прослушанного рассказа (ответы на вопросы);
3) зрительное предъявление слов (с помошью тахистоскопа);
4) повторение ряда слов;
5) запоминание имен;
6) ассоциативный эксперимент;
7) запоминание материала сексуального содержания;
8) батарея проективных тестов одаренности (словесная память).
Результаты. Превосходства мужчин не обнаружено ни по одному параметру. Превосходство женщин отмечено:
1) по более быстрому узнаванию незнакомых слов (8 и 11 лет);
2) воспроизведению слов (6, 11 и 18-21 год; 7 и 11 лет; 1 8-21 год);
3) зрительному запоминанию слов (9-12 лет);
4) слуховому запоминанию предложений (3-4 года);
5) смысловому запоминанию рассказа (12-14 лет — дети с высоким и низким IQ);
6) запоминанию имен (15-1 7 лет);
7) большему количеству кластеров ассоциаций (11 лет);
8) словесной памяти (тест для одаренных) (1 7 лет).
Внимание и память 177
Не было обнаружено половых различии:
1) по узнаванию слов после слухового предъявления (2,5 года и 5-7 лет) и ошибкам в узнавании незнакомых слов (8 и 11 лет);
2) воспроизведению слов (6, 9,11 и 14 лет и 23 и 75 лет), ряда из 5 слов после четырехмесячного перерыва (5-8 лет), ряда из 12 слов (6, 7, 10 и 11 лет) и названий предметов (6, 8 и 1 3 лет);
3) смысловому запоминанию рассказа (8-12 лет, 12-14 лет — со средним IQ и 14 лет — дети с замедленным развитием);
4) запоминанию материала сексуального содержания (15 лет);
5) повторению ряда слов (1 8-21 год) (по материалам книги Maccoby. Jacklin,1978).
Вербальный материал — слова, предложения, рассказы —■ активноосваивается обоими полами, без этого невозможно существование в обществе. Несколько большая легкость запоминания этого материала, обнаруженная у девочек, возможно, связана с их речевыми способностями (см. ниже).
В случае с памятью на знаки(цифры, буквы и т. п.), казалось бы, должно обнаружиться превосходство мальчиков и мужчин — цифровая память является составляющей математических способностей, и вообще знаковая информация кажется более соответствующей интересам и склонностям мужского иола. Тем не менее результаты исследований свидетельствуют о том, что в возрасте от 5 до 84 лет половых различий по этой характеристике нет; ни в период становления, ни в период стабилизации, ни в период инволюции ни один пол не имеет преимущества по цифровой памяти. Аналогичные результаты получены по запоминанию букв латинского и еврейского алфавитов (в 7-11 лет) и по запоминанию линий (в 6 лет).
Исследования знаковой памяти
11 исследований (1969-1973 гг.).
Испытуемые обоего пола (5-84 года). ,
Метолики: ч
1) стимул — цифры: запоминание цифрового ряда, установление латентного периода запоминания, воспроизведение сгруппированных и несгруппированных цифр, цифровые тесты Вешлера-Беллеве, Форварда и Бэкварда (лонгитюдное исследование);
2) стимул — буквы: воспроизведение последовательности букв латинского и еврейского алфавита и буквенной последовательности;
3) стимул — линии: воспроизведение начерченных линий.
Результаты. Превосходства мужчин не обнаружено ни по одному из показателей. Превосходство женщин отмечено в воспроизведении буквенной последовательности (3—4 года, выборка чернокожих испытуемых).
Не установлено половых различий:
1) по цифровой памяти: запоминанию цифрового ряда (5-6 лет), воспроизведению цифр (8 и 1 7 лет, 9, 13 и 20 лет, 14-17 лет, 19—21 год и взрослые), сгруппированных и несгруппированных цифр (7, 9 и 11 лет) и снижению цифровой памяти у пожилых испытуемых;
2) памяти на буквы: воспроизведение последовательности букв латинского и еврейского алфавита (7, 9 и 11 лет);
3) памяти на линии: воспроизведение начерченных линий (6 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).
178Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
Видимо, эти результаты объясняются тем, что интерес к абстрактному материалу одинаково невысок у представителей обоего пола. Подобным же образом можно интерпретировать и данные о буквах (хотя они получены всего лишь в одном исследовании — на ограниченном возрастном периоде).
Исследования памяти на предметы и их пространственное расположениебыли проведены в достаточно коротком возрастном диапазоне (от 3 месяцев до 13 лет). В большинстве случаев различий не было обнаружено, но в некоторых экспериментах мальчики превосходили девочек по запоминанию предметов и их пространственному расположению (МассоЬу, Jacklin, 1978). По-видимому, это связано с лучшим развитием пространственных способностей, тем более что ивозраст, когда начинают проявляться эти половые различия, совпадает — примерно с 9 лет (см. главу о восприятии).
Исследования запоминания предметов и их пространственного расположения
12 исследований (1966-1973 гг.).
Испытуемые обоего пола в возрасте от 3 месяцев до 13 лет. Метолики:
1)сравнение реакций на новые и знакомые стимулы (по времени фиксации) — у младенцев;
2)пространственная память: запоминание места, где спрятана игрушка, пространственного положения чертежа, картины;
3)запоминание последовательности зрительных и слуховых стимулов;
4)запоминание предметов;
5)воспроизведение обших контуров предметов;
6)воспроизведение игрушек, ранее увиденных в игровой комнате;
7)подбор изображений ранее виденных контуров животных и предметов домашнего хозяйства.
Результаты. Превосходство мужчин наблюдается по запоминанию предметов (3-4 года) и пространственного расположения чертежа (9, 11 и 1 3 лет). Превосходства женщин не обнаружено ни по одной из характеристик.
Не было обнаружено половых различий:
1)по узнаванию новых и знакомых (3-6 месяцев) и более и менее знакомых стимулов (3-8 месяцев);
2)узнаванию изображений животных и домашних предметов (9, 11 и 13 лет);
3)запоминанию пространственного положения места, где спрятана игрушка (1 год), и предметов (5-6 лет) или картины (8, 10 и 12 лет);
4)запоминанию последовательности зрительных и слуховых стимулов (3-4 года);
5)воспроизведению обших контуров предметов (3-5 лет; 6, 8 и 10 лет);
6)воспроизведению игрушек, ранее увиденных в игровой комнате (5 лет) (по материалам книги МассоЬу, Jacklin, 1978).
Там, где исследовалась только образная память,половые различия либо не обнаруживались, либо наблюдалось превосходство мальчиков (от 3 лет до 21 года). Но как только, наряду с изображением, необходимо было запомнить и его название (или даже просто название), преимущество имели девочки (от 5 лет до 21 года). Таким образом, превосходство девочек вновь наблюдается тогда, когда используется вербальная информация.
Внимание и память 179