Исследование 3. Шпиц и В. Дюран

Испытуемые обоего пола в возрасте полового созревания.

Метолики: тест пространственного вращения; тест беглости речи. Результаты:

1) мальчики превосходили девочек по мысленному пространственному вращению предметов;

2) девочки превосходили мальчиков по беглости речи;

3) девочки с более ранним половым созреванием превосходили девочек с более поздним половым созреванием по беглости речи;

4) возраст полового созревания не оказал никакого влияния на успешность мальчиков по пространственному тесту.

Точно так же, по данным шведской исследовательницы Ю. Йонкер, высокий уровень андрогенов (в частности, свободного тестостерона) у мужчин приводит к ухудшению выполнения ими пространственных заданий по сравнению с теми мужчинами, которые имеют относительно низкий уровень тестостерона (Yonker et al., 2000), причем эта закономерность прослеживается от зрелости до старости (от 35 до 85 лет).

Исследование Ю. Йонкер и коллег

Испытуемые: 442 мужчины (возраст 35-85 лет).

Метолики: а) тест пространственной визуализации; б) замерялся уровень андрогенов — мужских половых гормонов.

Результаты:

1) с возрастом снижается уровень мужских половых гормонов (общего тестостерона, свободного тестостерона и др.);

2) с возрастом ухудшается зрительно-пространственная успешность;

3) во всех возрастах мужчины с относительно высоким уровнем свободного тестостерона выполняли пространственные задания хуже, чем мужчины с относительно низким уровнем тестостерона.

В настоящее время гормональная гипотеза получила уточнение: небольшой уровень андрогенов улучшает, а слишком большой — ухудшает результаты решения зрительно-пространственных задач (Ильин, 2002). И даже сезонные колебания уровня тестостерона у мужчин оказывают влияние на их пространственную успешность — лучше всего дело обстоит весной, когда уровень этого гормона снижается (Данилова, 1998).

Возможно, дело не только в гормонах, а в том, что с ними связана гендерная идентичность. Так, индийская исследовательница С. Кунджави обнаружила, что пространственные задачи лучше решают женщины с высокой маскулинной гендерной идентичностью по сравнению с женщинами с низкой маскулинной гендерной идентичностью (Kunjavi, 2000).

148Глава 5. Ощущения и восприятие

Исследование С. Кунджави

Испытуемые: молодые мужчины и женщины с высоким и низким уровнем гендерной идентичности. Методика: решение пространственных задач.

Результаты: все задачи лучше решали женщины с высокой маскулинной гендерной идентичностью по сравнению с женщинами с низкой маскулинной гендерной идентичностью.

Объяснение: влияние гормонов и типа задач.

Маскулинная идентичность у женщин проявляется не только в высоком уровне мужских половых гормонов, но и в маскулинном поведении (к примеру, в интересе к определенным — «мужским» стимулам, в мотивации к решению пространственных задач и т. п.). Поэтому результаты Кунджави свидетельствуют в пользу как гормональной гипотезы, так и гипотезы о гендерной социализации.

Сторонники генетической гипотезыполовых различий полагают, что пространственные способности передаются по наследству и генетический механизм этой функции сцеплен с полом.

Данные в пользу этой гипотезы и против нее противоречивы. С одной стороны. Р. Стаффорд установил, что способность к пространственному воображению передается от родителя к ребенку противоположного пола (от матери к сыну и от отца—к дочери, но не от отца к сыну). С другой стороны, Д. Гудинаф с коллегами доказал, что разные показатели комплекса пространственных способностей отличаются по механизмам наследования (цит. по: Виноградова, Семенов, 1993).

В рамках гипотезы связи половых различий со строением и организацией мозгаутверждается, что у женщин наблюдается более полное взаимодействие между полушариями мозга, у мужчин же — более выраженная асимметрия полушарий. В эмбриональном периоде развития у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. В связи с этими особенностями высказывается предположение, что превосходство мужчин в выполнении заданий на пространственное вращение связано с большей развитостью правого полушария. Однако его повреждение у мужчин не приводило к резкому ухудшению выполнения этих заданий (Данилова, 1998).

Японский психолог И. Такеучи также не обнаружил влияния доминирующего полушария (когда устанавливается доминирующая рука — правая или левая) на решение задачи пространственного вращения (Takeuchi, 2000).

Иссследование Й. Такеучи

Испытуемые: студенты обоего пола.

Метолики: а) тест пространственного врашения; б) скрещивание рук на груди и скрешивание пальиев (для установления скрытого латерального доминирования); в) вопросники о пространственной стратегии, о гендерных стереотипах, о латеральном доминировании.

Результаты:

1) не было установлено влияния скрытого латерального доминирования на успешность пространственного врашения;

2) значимая связь тестов скрещивания рук и пальиев.

Противоречивые данные получил американский ученый В. Оверман (Overman, 2000). Используя литературные данные о существовании половых различий

Зрительно-пространственные способности 149

в решении когнитивных задач у обезьян, он предложил этизадачи детям — мальчикам и девочкам в возрасте от 1 года до 12 лет. Оказалось,что по некоторым задачам данные те же, что и у животных (отметим перестановку предметов и различение предметов). Но по другим (лабиринт, незавершенное пространство, поисковые задачи), в отличие от обезьян, половых различий у детей ненаблюдалось. Поскольку те и другие задачи содержат пространственный компонент,то трудно однозначно трактовать результаты. Получается, что по одним сторонампространственных способностей данные такие же, как и у животных, что можетсвидетельствовать о роли различной организации мозга у представителей разных полов.Но по другим — результаты другие, а это значит, что у детей формирование пространственных функций идет под влиянием не только биологических, но и социальныхфакторов (фактора гендерной социализации).

Исследование В. Овермана >

Испытуемые: дети обоего пола от 12 месяцев до 12 лет.

Метолика: когнитивные задания, по которым были обнаружены половые различия у обезьян.

Результаты:

1) как и у обезьян, у детей были обнаружены половые различия по следующим задачам: а) связанным с мозговыми центрами, которые находятся в орбитальной пре-фронтальной области и нижних височных отделах коры; б) связанным с перестановкой предметов; в) связанным с различением предметов;

2) в отличие от обезьян у детей не было половых различий по следующим задачам: а) ручной лабиринт; б) поисковые задачи Морриса; в) на незавершенное пространство (Overman, 2000).

Сторонники гипотезы гендерной социализациисчитают, что различия в пространственных способностях объясняются тем, что мальчики и девочки по-разному воспитываются. Мальчики растут в атмосфере, которая формирует у них интерес к определенным игрушкам (например, пространственным конструкторам), играм и занятиям (сегодня в том числе и компьютерным), которые способствуют развитию зрительно-пространственных способностей.

Исследование американского ученого Дж. Крамера (Kramer, 2000) показало, что восприятие у девочек и мальчиков отличается: девочки обращают внимание на частные характеристики объекта восприятия (это могут быть детали предмета, детали пространственных отношений), а мальчики — на обобщенные (предмет в целом, пространственные отношения в целом и т. п.). Но если девочкам дать задание обращать внимание на обобщенные характеристики, они делают это так же успешно, как и мальчики. Таким образом, различия в восприятии у мальчиков и девочек лежат в разных способах, навыках этого восприятия, и, считая способ мальчиков эталонным, исследователи получают данные о недостатках зрительно-пространственных способностей у девочек.

Исследование Дж. Крамера

Испытуемые: нормальные дети.

Метолики: серия исследований по методикам изучения зрительно-пространственных способностей; использовались иерархические стимулы, которые позволяют определить вклад внимания и восприятия в зрительно-пространственный проиесс.

150Глава 5. Ощущения и восприятие

Результаты:

1) девочки (в отличие от мальчиков) уделяют больше внимания частным, чем обобщенным, чертам (деталям больше, чем целому);

2) половые различия обнаружены преимущественно в уровне внимания;

3) когда экспериментатор спеииально задавал уровень обобщения (с помощью иерархических стимулов), то и девочки и мальчики не отличались по скорости решения перцептивных задач.

Весьма показательны данные немецкой исследовательницы Ю. Глюек (Glueck, 2000). Женщины добиваются такого же уровня успешности, как и мужчины, при решении пространственных задач, но предпочитают выбирать иную стратегию решения (аналитическую). Этот пример ярко демонстрирует часто повторяющуюся закономерность: оба пола могут достигать одинаковой успешности (и в этом их подобие), но при этом сохраняют своеобразие в способах (и в этом их своеобразие). И если девочек научить тем способам решения пространственных задач, которые используют мальчики, то они покажут те же результаты.

Исследование Ю. Глюек

Испытуемые: 1355 взрослых обоего пола.

Метолики: пространственные задачи различных уровней сложности. Изучались факторы: а) пол; б) уровень пространственных способностей; в) трудность задачи.

Результаты:

1) нет половых различий в успешности решения пространственных задач;

2) различия в выборе стратегии решения задач: женщины значительно чаше мужчин выбирали аналитическую стратегию.

Еще более впечатляющие результаты в пользу гипотезы о гендерной социализации, ответственной за зрительно-пространственные способности, получили немецкие психологи П. Квезер-Пол и В. Лехман (Quaiser-Pohl, Lehmann, 2000). Оказалось, что пространственные способности (в частности, по тесту мысленного пространственного вращения, который часто показывает преимущество мужчин!) девушек — это не нечто раз и навсегда установленное. Их можно улучшить, если обучить их работе на компьютере, позволить им получить достаточный опыт этой работы и изменить (увеличить) их мотивацию достижения.

Исследование П. Квезера-Пола и В. Лехмана

Испытуемые — студенты-первокурсники специальностей: искусство, спорт, психология и другое (71 мужчина и 11 2 женщин).

Метолики: тест мысленного пространственного вращения; восприятие пространственной активности; опыт работы на компьютере; ежедневная самооценка пространственных способностей; отношение к решаемым задачам.

Результаты: только у женщин обнаружена значимая положительная корреляция между показателями теста пространственного вращения, пространственной активности, опытом работы на компьютере и отношением к решаемым задачам. Вывод: гендерный эффект по пространственным способностям может быть снижен путем обучения женщин работе на компьютере, увеличением опыта этой работы и увеличением их мотивации достижения.

Итак, если обучать девочек тому, что обычно чаще делают мальчики (к примеру, работе на компьютере), а также менять их отношение к решению пространст-

Зрительно-пространственные способности 151

венных задач, то они улучшают свои показатели по ряду задач, которые ранее решали хуже. Правда остается без ответа вопрос, а стоит ли одинаково учить девочек и мальчиков? Может быть, и в работе на компьютере, н в решении пространственных задач девочкам следует оставить их своеобразные способы? Аналогия может быть проведена с испытуемыми, у которых доминирует правая или левая рука. Когда один способ объявлялся как эталонный, а второй — как чуть ли не отклонение от нормы, леворукие могли уступать праворуким в тех заданиях, специфика которых требовала более развитой моторики правой руки. Но если не обращать внимания на способ выполнения задания (скажем, считать одинаково «нормальным» наклон букв при письме и вправо и влево), то испытуемых обоих типов можно считать одинаково успешными. Пока же девочкам и женщинам нередко предлагается решать задачи, гендерная специфика которых не проверена. Если в большинстве психологических тестов речь идет о «мужских» заданиях (придуманных мужчинами, предназначенных для проверки определенных способов решения, использующих специфические — «мужские» — стимулы, скажем, различные рычаги), то немудрено, что девочки и женщины демонстрируют худшие результаты. Никому не приходит в голову, например, использовать тесты, предназначенные для взрослых, на детях или предлагать испытуемым, не знающим английского языка, тесты, требующие этого знания. Точно таким же должен быть подход и к полу испытуемых. Необходима гендерная экспертиза всех психологических методик.

Гипотеза о влиянии культуры дополняет предыдущую. Она, пожалуй, самая молодая из всех гипотез, объясняющих половые различия по зрительно-пространственным способностям. Считается, что в разных культурах существуют различные гендерные стереотипы, которые определяют отношение мужчин и женщин к решению пространственных задач. В одних культурах принято обучать одним и тем же предметам и навыкам девочек и мальчиков, в других — образование и занятия детей разного пола различаются и строго регламентированы. Кроме того, в последнее время в некоторых странах стали широко распространяться знания о достижениях гендерной психологии и о гендерных исследованиях. В этих странах меняется отношение к стереотипным играм и занятиям девочек и мальчиков, и родители и воспитатели обучают девочек работе на компьютере, покупают им конструкторы, которые тренируют пространственные способности. В других странах все остается традиционным. Очевидно, что в этих двух типах культур будут получены различные результаты.

Кросс-культурных исследований по проблеме зрительно-пространственных способностей не так много. Они проведены на выборке эскимосов, нигерийских студентов и выходцев из сельской местности во Франции, Канаде, Германии, Индии, Швеции, Иране, Японии и ряде других стран. Однако большая часть эмпирических данных получена в США. Если американские данные (о превосходстве мужчин в решении пространственных задач) принять за эталон, то что показывают исследования в других странах? Из тех работ, которые здесь упоминались, пожалуй, только на выборках эскимосских и немецких испытуемых получены данные, которые несколько отличаются от классических, и то, возможно, потому, что ученые ставили специфические задачи в своих экспериментах. Поэтому рано делать выводы о том, как обстоит дело в других культурах, — нужны дополнительные исследования, в том числе и в России.

В какой-то мере подтверждением культуральной гипотезы являются сведения о том, что половые различия по пространственным способностям не остаются не-

152Глава 5. Ощущения и восприятие

изменными в пределах одной и той же страны. В самом деле, если ситуация в стране меняется (уже упоминалось как — распространение достижений гендерной психологии и изменения в подходах воспитателей к мальчикам и девочкам), то должны меняться и те характеристики, на которые способна повлиять культура. Что показывают исследования? Мы располагаем результатами двух метаанализов (когда можно обобщить множество эмпирических данных с помощью специально созданной строгой математической процедуры).

Т. Хилтон проанализировал результаты исследований по пространственным отношениям, проведенным в течение 20 лет (с 1960 по 1980-е гг.), в которых принимали участие в сумме 23 тысячи испытуемых. Выяснилось, что в конце этого периода (по сравнению с его началом) половые различия сократились (цит. по: Виноградова, Семенов, 1993).

Более поздний метаанализ М. Брайдена показал противоположные результаты — половые различия по пространственным способностям в 1990-х гг. снова стали увеличиваться (Bryden, 1995). Это обстоятельство связывают с тем, что мальчикам и девочкам стали давать разные задачи (очевидно, заботясь о «правильной» гендерной социализации) и что они сами выбирают себе занятия и способы обучения.

Наши рекомендации