Исследование К. А. Кеберлинского
Испытуемые: спортсмены-гандболисты трех категорий: а) две мужские команды мастеров; б) две женские команды мастеров; в) две мужские команды с юношеским разрядом; в каждой команде — по 11 чел.; всего — 66 чел. (22 женщины и 44 мужчины). Половина испытуемых (по одной команде в каждой категории) — основные испытуемые, другая половина — контрольная группа. Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлинского (см. Приложение). Измерялась точность попадания в макет ворот и ошибки. Каждый испытуемый выполнял по 270 бросков. Основной группе давалась обратная связь (сразу после броска сообщалась величина ошибки), а контрольной — нет. С каждой группой было проведено 50 тренировочных занятий с включением упражнений на точность бросков мяча по воротам (3 раза в неделю по 2 часа).
Результаты (табл. 4.3 и 4.4): точность бросков зависит от квалификации спортсмена, а не от его пола; обратная связь позволяет улучшить показатели у обоих полов.
Таблица 4.3
Величина средней ошибки в точности бросков по воротам в гандболе
(по К. А. Кеберлинскому)
Испытуемые | Экспериментальные группы | Контрольные группы | ||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | |
Мужчины — мастера спорта | 25,5 | 14,1 | 25,5 | 21,6 |
Женщины — мастера спорта | 27,0 | 16,9 | 27,6 | 24,6 |
Юноши-разрядники | 29,5 | 22,3 | 30,0 | 27,3 |
Таблииа 4.4
Процент точных попаданий в заданные квадраты гандбольных ворот
(по К. А. Кеберлинскому)
Испытуемые | Экспериментальные группы | Контрольные группы | ||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | |
Мужчины — мастера спорта | 39,0 | 72,0 | 38,0 | 44,4 |
Женщины — мастера спорта | 36,0 | 65,6 | 35,0 | 40,2 |
Юноши-разрядники | 31,0 | 57,2 | 30,4 | 35,5 |
116Глава 4. Психомоторика
Н. В. Ирбеник выявил при изучении спортсменов-баскетболистов отчетливые половые различия, связанные с пространственной ориентировкой и управлением движением во время совершения прыжка. В обычной ситуации, в своем привычном варианте мужчины, независимо от возраста и квалификации (и мужчины-перворазрядники, и юноши-второразрядники), выполняли броски баскетбольным мячом в корзину в высшей точке полета только в 58% случаев, а в остальных случаях делали это либо до, либо после прохождения высшей точки. Женщины всегда совершали бросок до прохождения высшей точки. Получая задание совершить бросок в высшей точке полета, женщины часть бросков выполняли по инструкции, но большую часть бросков совершали все же до прохождения высшей точки. Очевидно, эти результаты объясняются сложностями определения пространственного положения тела и вследствие этого — трудностями управления своими движениями в безопорной фазе, причем эти сложности и трудности более выражены у женщин (Фарфель, 1975). Удивительно, что, судя по результатам, женщины более высокой спортивной квалификации уступали в этом плане более молодым и менее квалифицированным юношам. То есть здесь налицо так называемый гендерный эффект, когда фактор пола оказывается более значимым, нежели другие факторы (в частности, уровень мастерства).
Исследование Н. В. Ирбеника
Испытуемые: спортсмены-баскетболисты (3 группы: мужчины и женщины — I разряд; юноши — II разряд). С помощью специального прибора регистрировалась высота прыжка и одновременно — момент броска мяча в корзину (на ладони спортсмена укреплялось контактное устройство, которое размыкалось во время броска мяча; этот момент фиксировался на приборе, который отмечал высоту прыжка). Испытуемые получали последовательные задания совершить бросок мяча в корзину: а) во время обычного прыжка; б) затем на высшей точке полета; в) до достижения этой точки; г) после прохождения этой точки.
Результаты (табл. 4.5): отчетливые половые различия. В обычной ситуации, в своем привычном варианте мужчины, независимо от возраста и квалификации (и мужчины-перворазрядники, и юноши-второразрядники), выполняли броски в высшей точке полета только в 58% случаев, а в остальных случаях делали это либо до, либо после прохождения высшей точки. Жещины всегда совершали бросок до прохождения высшей точки. Получая задание совершить бросок в высшей точке полета, женщины часть бросков выполняли по инструкции, но большую часть бросков совершали все же до прохождения высшей точки. Очевидно, эти результаты объясняются сложностями определения пространственного положения тела и вследствие этого — трудностями управления своими движениями в безопорной фазе, причем эти сложности и трудности более выражены у женщин.
Этот результат согласуется с данными о худшем развитии зрительно-пространственных способностей у женщин по сравнению с мужчинами — одном из наиболее устойчивых различий, которое повторяется во многих исследованиях (Maccoby," Jacklin, 1978).
Остается сожалеть, что при изучении спортсменов группа испытуемых, имеющих юношеский разряд, состояла только из мужчин. Сравнение их с девушками той же спортивной квалификации сделало бы результаты изучения половых различий еще более наглядными. Этот пробел могут восполнить новые исследования.
В заключение в этом разделе приведем данные из книги Н. Н. Даниловой, которые имеют отношение к точности моторики. У мужчин лучше формируются
Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 117
двигательные навыки прицеливания, метания, перехвата различных снарядов, а женщины быстрее справляются с заданиями, где требуются точность и даже ювелирность движений рук.
Таблииа 4.5