Показатели основного обмена у мужчин и женщин (Ананьев, 1968)
Показатели обмена | Возраст, годы | Мужчины | Женщины |
Величина основного обмена, кал/м2 • ч | 20 60 | 42,52 35,22 | 36,73 34,68 |
Количество желудочного сока, мл | 20-29 50-59 | 113,5 96,3 | 99,0 93,7 |
Свободная кислотность желудочного сока, мл | 20-29 30-39 40-49 50-59 | 47,0 42,6 | 33,0 33,0 33,0 33,3 |
Общая кислотность желудочного сока, мл | 20 60 | 62,5 57,0 | не изменяется |
Исследование Т. В. Бендас (2002)
Испытуемые: 2 выборки (всего 200 чел.):
1. Рядовые студенты (условно говоря, «не-лидеры», т. е. в лабораторном эксперименте взявшие на себя роль рядовых участников, в отличие от лидеров): возраст 16-31 год; из них: 25 женщин-русских, 25 женщин-казашек, 25 мужчин-русских и 25 мужчин-казахов, всего 100 чел. (из них 50 женщин и 50 мужчин, 50 — русской и 50 — казахской этнической принадлежности).
2. 100 студенческих лидеров вузов Казахстана (возрастот 17 до 25 лет, половой и этнический состав соответствовал первой выборке): старосты студенческих академических групп, курсов, руководители факультетских и вузовских комитетов по делам молодежи, руководители студенческих организаций на уровне города. Характер деятельности данных лидеров связан с жизнью современной студенческой молодежи и вчем-то напоминает деятельность бывших комсомольских лидеров: организация досуга, представительские функции в вузах и вышестоящих организациях, решение задач, связанных с учебой. Но появилась и современная специфика — решение финансовых задач, которое на себя взяли бизнес-клубы. Отличие от комсомольских организаций состоит также в добровольности и некоторой необязательности членства рядовых студентов в молодежных организациях Казахстана.
Метолика исслелования — цветовой тест М. Люшера (процедура выбора цветов повторялась 2 раза). В соответствии с рекомендациями В. И. Тимофеева и Ю. И. Фи-
Питание и отношение к еде 69
лимоненко (1999) использовались 2 численных показателя цветовых предпочтений для каждого испытуемого: суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), т. е. определенная последовательность цветовых выборов, которая считается эталонным индикатором нервно-психического благополучия; значения СО меняются от 0 до 32 баллов (процедура А. И. Юрьева), и вегетативный коэффициент (ВК) — энергетическая установка испытуемого по отношению к активным, мобилизующим цветам (красному и желтому), и пассивным, связанным с бездействием цветам (синему и зеленому), — вычислялся по процедуре венгерского психолога К. Шипоша, автора указанного коэффициента (см. Приложение). Показатель ВК меняется от 0,2 до 5 баллов: если он больше 1, это свидетельствует о наличии установки на энергозатраты, расходование сил, действие; если меньше 1 — имеется установка на минимизацию усилий, восстановление, самосохранение (Тимофеев и Филимоненко, 1999). Определялся также уровень успешности студенческих лидеров (по шкале успешности. С. Я. Рубинштейн): самооценочный вариант и оценка экспертов.
Результаты: не обнаружено половых различий по показателям СО и ВК в первой выборке, зато они имелись во второй. Студенческие лидеры-женщины имели меньший показатель СО и больший ВК по сравнению с мужчинами (различия значимы по Г-критерию Стьюдента, р < 0,05).
Питание и отношение к еде
Эти особенности поведения человека характеризуют его не только как индивида, но и как личность. Здесь сказывается влияние культуры, в которой происходит его социализация, т. е. это скорее сочетание половых и гендерных характеристик. Имеет смысл рассмотреть их именно здесь — возможно, и в вопросе о весе сказываются не только биологические, но и социальные факторы.
Еще в начале века Г. Гейманс, используя свою знаменитую анкету (см. Приложение), получил следующие результаты. На вопрос, какой пол придает большее значение еде, испытуемые обоего пола ответили, что мужчины.
Многочисленные зарубежные исследования содержат современные данные о различиях в питании и отношении к еде у мужчин и женщин (Oakes, Slotterback, 2001; Kenny, Runyon, 2000).
Решение о том, что есть, принимается под влиянием ряда факторов: индивидуальных привычек, сформированных в течение жизни, физиологических сигналов, исходящих от органов пищеварения, и внешних обстоятельств — воздействия рекламы, окружающих людей, доступности пищи.
Мужчины едят больше женщин. Здесь сказываются и физиологические причины, в частности, особенности обмена веществ. Но имеют значение и другие факторы — в частности большая подверженность женщин влиянию средств массовой коммуникации и рекламы диет, стройности фигуры и т. п. Кросс-культурные исследования П. Розина и коллег показали, что женщины в США, а также европейских и азиатских странах едят более здоровую пищу, чем мужчины. С другой стороны, женщины настолько увлекаются диетами, что им уже угрожает недоедание. К тому же информация о пище и диетах, распространенная в средствах массовой коммуникации, часто противоречива, а иногда даже недостоверна. Пока специалисты спорят, есть или нет яйца, содержащие холестерин (причем вопрос о том, каким должен быть уровень холестерина в крови, все еще дискутируется), но также и белок, витамины и минеральные вещества, многие потребители, и в особенности потребительницы, относят яйца к нездоровой пище и отказываются от них (Oakes, Slotterback, 2001).
70 Глава 2. Индивидные характеристики
Опросив американских студентов и студенток, М. Э. Оакс и К. Слоттебек обнаружили, что мужчины и женщины одинаково опасаются набрать лишний вес, но тем не менее ио-разиому относятся к продуктам. Так, мужчины чаще женщин считают жирную питательную пищу полезной для здоровья и в целом, оценивая пищу, больше заботятся о питательной ценности продуктов, а женщины — об их влиянии на стройность.