Виды средств и методов науки

Естественно-научное познание невозможно без использования соответствующих средств - способов действия и орудий для осуществления какой-либо деятельности. Язык науки является важнейшим средством изучения природы. Он характеризуется специфической лексикой, особой стилистикой, определенностью используемых понятий и терминов, стремлением к четкости и однозначности утверждений, строгой логичностью в изложении всего материала, использованием математических методов.

Прогресс научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств наблюдения и экспериментальных установок. Так, создание радиотелескопов стало революционным событием в постижении Космоса, превратив астрономию во всеволновую. Микроскоп открыл человеку новые миры, а современный электронный микроскоп позволяет видеть даже атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале XX в. вызывало сомнение. Физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобных синхрофазотронам. Для проведения экспериментов и наблюдений сегодня активно используются космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники. Научные исследования требуют приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку, что предполагает создание специальных средств обработки результатов наблюдения и эксперимента. Однако основным средством науки, в частности естествознания, были и остаются ее методы. В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научных знаний), но и ведущий к нему путь, т.е. метод . Естествознание и его отрасли имеют не только свой предмет, но и свою систему методов, обусловленных этим предметом. Под методом в самом широком смысле слова понимают путь исследования. Методологией именуют систему определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.), а также учение об этой системе.

ОТВЕТ №42.СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Суждение как форма мышления.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Структура суждения. Суждение как элементарная единица мыслительного акта. Процессуальность мышления и структурная выделенность суждения как мыслительного акта. Особенности семантики нормативных, юридических высказываний и их логическая структура. Суждение и норма. Логическая характеристика норм права.

Простое суждение и его виды. Классификация атрибутивных, категорических суждений. Распределенность терминов в суждении. Понятие логического ударения.

Преобразование суждений на основе отношений объемов субъекта и предиката: превращение, обращение, противопоставление предикату.

Отношение между простыми суждениями по истинности. Логический квадрат. Практическое значение умения оперировать отношениями между суждениями в управленческой деятельности.

Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых посредством логических связок. Семантика, основных логических (пропозициональных) связок. Понятие о тождественно-истинной и тождественно-ложной формуле. Доказательство тождественно-истинной формулы методом от противного.

Понятие логического следования. Некоторые законы дедуктивного вывода: законы де Моргана, закон Д. Скотта, закон косвенного доказательства, их логико-методологический смысл. Производные правила дедуктивного вывода. Понятие о модальных суждениях.

В практике мышления и речи человек постоянно использует различные утверждения или отрицания. Например, «Платон – философ», «вечные двигатели не существуют» и т.д. Посредством подобных конструкций в сознании фиксируется наличие или отсутствие у определенного объекта некоторого признака, различные состояния объекта, отношения между ними. Такие утверждения и отрицания и называются суждениями.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между предметами и их признаками посредством утверждения или отрицания.

Данное определение свидетельствует, что суждение имеет более сложную организацию, чем понятие. Эта сложность состоит в том, что суждение состоит из понятий, содержит в себе не менее двух понятий, определенным образом связанных друг с другом.

Суждениеопределяют как утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.

Суждение от понятия отличается тем, что в суждении всегда что-то утверждается или отрицается. Характерной особенностью суждения является то, что оно (при логически правильном построении) всегда истинно или ложно.

Понятие содержит только описание предметов или явлений с целью их мысленного выделения и не имеет истинностных характеристик.

Если понятие выражается словом или словосочетанием, то суждение представлено в речи предложением.

Единство суждения и предложения выражается в том, что и в суждении, и в предложении основные элементы выражения одно и то же качество: предмет мысли и то, что мыслится об этом предмете.

Суждение следует отличать от предложения.

Звуковая оболочка суждения – предложение.Всякое суждение выражается в предложении, но не каждое предложение выражается суждением. Многие предложения выражают не суждения, а вопросы, побуждения, нормативные высказывания. Но побуждения к определенным целенаправленным действиям приобретают характер суждения, к ним применимо понятие истины. Точно также нормативные высказывания носят утвердительный или отрицательный характер, их истинность можно установить. Вопросительные предложения не являются суждениями, т.к. не поддаются логическому анализу.

Суждение выражается в повествовательном предложении, в котором что-либо утверждается, отрицается или сообщается.

Например: "Сегодня солнечный день". В этом суждении отражены связи между предметами и их признаками, эти связи выражены в форме утверждения, они могут быть либо истинными, либо ложными.

Кроме повествовательных существуют вопросительные и побудительные и повелительные предложения. Они суждений не выражают.

Например: "Кто сегодня дежурный?", "Вызваны ли свидетели?", "Войдите!", "Следуйте за мной!" и т.д.

Вопросительное предложение не выражает суждения, так как его назначение состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению. Побудительное предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление определенных действий, также не выражает суждения. Также как и вопросительное предложение, не утверждая и не отрицая чего-либо о чем-либо, оно не может рассматриваться как истинное или ложное.

Таким образом, вопросительное, побудительное и повелительное предложения суждениями не являются.

Структуры предложения и суждения не совпадают.

Грамматический строй одного и того же предложения различается в разных языках, тогда как логический строй суждения всегда одинаков у всех народов.

Следует отметить также отношения между суждением и высказыванием.

Высказывание – это термин математической логики, которым обозначается предложениеестественного или искусственного языка, рассматриваемое с точки зрения его истинности, ложности, действительности, необходимости и возможности. Суждение является содержанием любого высказывания. Такие предложения, как «число n является простым», невозможно считать высказыванием, так как о нем нельзя сказать, является ли оно истинным или ложным. В зависимости от того, какое содержание будет иметь переменная «n», можно установить его логическое значение. Подобные выражения называются пропозициональными переменными.Высказывание обозначается одной какой-либо буквой латинского алфавита. Оно рассматривается как неразложимая единица. Это значит, что в нем не разглядывается никакая структурная единица в качестве его части. Такое высказывание называется атомарным (элементарным) и соответствует простому суждению. Из двух и более атомарных высказыванийпосредством логических операторов (связок) образуется сложное или молекулярное высказывание. В отличие от высказывания суждение представляет собой конкретное единство субъекта и объекта, связанных по смыслу.

Примеры суждений и высказываний:

Простое высказывание – А; простое суждение – «S есть (не есть) P».

Сложное высказывание – A É B; сложное суждение – «если S1 есть P1, то S2 есть P2».

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий — двух терминов суждения: субъекта (от латинского слова subjektum), отражающего предмет суждения, и предиката (от латинского слова praedikatum), отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку — элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами "есть" ("не есть"), "является" ("не является") и т. п. В русском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.

В распространенном предложении кроме главных членов — подлежащего и сказуемого имеются второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Например, в суждении "Национально-освободительное движение охватило обширные районы бывшего колониального и полуколониального мира" субъектом является понятие "национально-освободительное движение", в нем отражается предмет суждения; понятие "охватило обширные районы бывшего колониального и полуколониального мира" — предикат суждения, отражающего то, что утверждается о предмете суждения. Связка в данном примере грамматически не выражена.

Главные члены предложения обычно совпадают с субъектом и предикатом суждения только в простом нераспространенном двусоставном предложении, например: "Халатность (S) — преступление (Р)". В большинстве случаев такого совпадения нет. Так, в суждении "Столицей России является город Москва" субъект -понятие "столица России", предикат — "город Москва", связка выражена словом "является". Грамматический анализ предложения показывает, что слово "Москва" подлежащее, "является столицей" — сказуемое.

В отличие от подлежащего и сказуемого, имеющих определенные грамматические формы выражения, субъект и предикат строго стабильных форм выражения не имеют и нередко определяются логическим ударением. Например, предложение "Степанов имеет высшее юридическое образование" в зависимости от логического ударения, с помощью которого выделяется предикат суждения, может выражать три разных суждения:

1) Степанов (а не кто-либо другой) имеет высшее юридическое образование;

2) Степанов имеет высшее (а не среднее) юридическое образование;

3) Степанов имеет высшее юридическое (а не какое-либо другое) образование.

В грамматически преобразованном виде эти суждения будут иметь следующий вид:

  1. лицом, имеющим высшее юридическое образование (S), является Степанов (Р);
  2. юридическое образование, которое имеет Степанов (S), является высшим (Р);
  3. высшее образование, которое имеет Степанов (S), является юридическим (Р).

Различие между суждением и предложением состоит также в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.

Таким образом, суждение и предложение образуют неразрывное единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в рассуждениях.

В логической литературе, наряду с термином "суждение" употребляется термин "высказывание". В символической логике (логике высказываний) высказывания рассматриваются безотносительно к их внутренней субъектно-предикатной структуре и обозначаются буквами латинского алфавита: р, q, r и т. д.

В дальнейшем изложении термины "суждение" и "высказывание" мы будем употреблять как равнозначные.

Суждение обладает свойством познавательного значения. Сопоставляя суждение с фрагментом действительности, который в нем отражен, мы оцениваем его как истинное и ложное. Истинностные оценки к понятиям принципиально неприложимы. Чтобы мысль выражала истину или ложь, она должна нечто утверждать или отрицать, а это возможно лишь в форме суждения.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным. Например, "Кража — преступление", "Астрология — не наука" — истинные суждения. Если же в суждении утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается действительно существующая связь, то такое суждение является ложным. Например, "Кража не является преступлением", "Астрология наука" ложные суждения, они противоречат реальному положению вещей, разъединяя то, что связано в действительности (кражу и преступление), и связывая то, что в действительности не связано (астрологию и науку).

Существуют суждения, истинность или ложность которых очевидна или может быть легко установлена (например, "Сегодня солнечный день" или "Федоров — сотрудник милиции"). Однако нередко она нуждается в обосновании. Нельзя, например, признать истинным суждение "Обвиняемый занимался мошенничеством", пока виновность обвиняемого в совершении данного преступления не доказана.

Истинность таких суждений нуждается в подтверждении с помощью других суждений, истинность которых установлена.

ОТВЕТ №43.СУЩНОСТЬ НАУКИ. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

I.В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды эволюционного развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.

В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

Во втором толковании наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности. Наука – это как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности, то есть сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI–XVII вв., в эпоху разделения единого ранее знания на философию и науку. Она начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

В самом общем виде современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.

Выделяют три основныефункции науки:

– познавательная (познание закономерностей объективного мира);

– культурно-воспитательная (наука – это часть культуры);

– практико-действенная (научные достижения важны для изменений в практике).

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

– основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета;

– на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности;

– непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность;

– научное познание есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке;

– научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Наука включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: субъекта науки – ключевого ее элемента (отдельного исследователя, научное сообщество, научный коллектив); объекта (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина; систему методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины; свой специфический для науки язык - как естественный, так и искусственный (знаки, символы, формулы и т. п.).

Классификация современных наук осуществляется по различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить: науки о природе – естествознание, об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика и др.). Отдельную группу составляют технические науки.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

II. Научное исследование подчиняется общим требованиям, выработанным теорией и практикой научных исследований в разных областях наук.

Научное исследование – это специально организованный процесс познания с целью теоретической систематизации знаний о действительности. Оно характеризуется: объективностью, точностью, воспроизводимостью, доказательностью.

Выделяют два уровня научных исследований:

– эмпирический уровень – на нем устанавливаются новые факты науки и на их основе формулируются эмпирические закономерности;

– теоретический уровень – на нем выдвигаются и формулируются общие закономерности, предсказываются события и факты.

Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания связаны с особенностями средств, которые применяются на каждом из этих уровней. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, они изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Оба уровня взаимообусловлены и дополняют друг друга. Сбор фактов и их обобщение на эмпирическом уровне невозможны без предварительной теоретической работы, которая опирается на теории и концепции. А завершающим этапом теоретического исследования будет выявление эмпирических закономерностей.

В каждом научном исследовании применяются методы. Метод – путь к чему-либо, путь к цели, можно определить как путь, способ деятельности, как совокупность приемов познания и преобразования действительности. Метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого, научный метод – это совокупность правил, приемов, способов, лежащих в основе научного исследования.

Отрасль знания, которая исследует методы, определяется как методология. Методология — довольно широкое понятие, и оно может быть определено как:

– совокупность применяемых в данной науке методов;

– совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем;

– учение о методе (особое направление, связанное с самопознанием науки).

Методологию определяют в широком и в узком смысле слова. В широком смысле под методологией понимается совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач. В узком смысле под методологией понимается учение о методе.

Классификация методов познания может быть проведена по разным основаниям. По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на:

– методы-подходы. В них главное – это общие идеи, принципы. Эти методы формируют отправные позиции исследователя, указывают направление и общий способ исследования (идея всеобщей взаимосвязи или принцип развития);

– методы-приемы. В них центр тяжести перемещается на конкретные правила, алгоритмы действия. Это непосредственный инструмент познания (наблюдение, эксперимент и т. п.).

По степени общности методы подразделяются на:

– всеобщие философские;

– общенаучные;

– специфические.

По функциональному назначению методы подразделяются на:

– методы эмпирического этапа (уровня). Они обеспечивают добывание и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.);

– методы теоретического этапа (уровня). Они обеспечивают проникновение в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т. п.);

– эвристические методы. К ним относятся приемы и действия, которые активизируют творческий процесс, сокращают путь решения сложных поисковых задач, стимулируют появление новых идей и решений. Сюда следует отнести: «мысленный эксперимент», «коллективный мозговой штурм проблемы» и другие.

По эмпирическому углу зрения методы бывают:

– количественные

– качественные.

Количественные методы нацелены на выявление количественных признаков социальных процессов, они ставят в центр рассмотрения общие закономерности, повторяющиеся или общие признаки. Здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.

Качественные методы обращены на качественную сторону процессов, они необходимы при структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности.

Различия между качественными и количественными методами состоят прежде всего в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Если количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.

Количественные и качественные методы не только не противоречат, но, наоборот, дополняют друг друга.

Методика научного исследования — система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. К числу методических инструментов относят способы и методы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры эмпирического исследования, а также методы количественного анализа, используемые в социологии, и разрабатываемые в других областях знания. Методика исследования – это наивысшая степень конкретизации методологии, которая вследствие этого перерастает в процедуры и операции исследования. Также методику можно рассматривать как совокупность исследовательских приемов, с помощью которых реализуется тот или иной метод в конкретном исследовании.

Разработка методики исследования представляет собой определение всей совокупности методов и предметов его проведения. Сюда входит также подготовка средств сбора информации и её обработки. К числу таких средств относятся планы интервью, анкеты, тесты, и инструкции для сбора информации и т. д. Поэтому методика– это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Например, при изучении общественного мнения исследователь использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос, часть вопросов он сформулировал в открытой форме, а часть — в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют методику.

Более конкретным выражением методики исследования выступает техника. Техника исследования — это совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, характеризующих тот или иной метод сбора, обработки или анализа эмпирической информации. То естьтехника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Технике исследования соответствует процедура исследования. Процедура исследования — это общая система действий, последовательность всех операций, способ организации исследования. В одном исследовании могут применяться различные процедуры.

Научные исследования всегда проводятся логически последовательно по определенным этапам, в конкретно обозначенное время.

Основные этапы исследования:

— подготовка исследования;

— сбор первичной эмпирической информации;

— подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

— анализ обработанной информации и оформление выводов.

Рассмотрим подробнее данные этапы исследования.

Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа социологического исследования, организуется процесс исследования. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и распределяются обязанности между ее членами. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств.

На этом этапе целесообразно провести пробное исследование. Цель данного этапа – усовершенствование исследовательского инструментария. Например, апробируя анкету, исследователь может решить для себя следующие вопросы:

— Присутствуют ли в анкете вопросы, допускающие неоднозначное толкование?

— Адекватно ли респондент воспринимает смысл каждой составляющей анкеты?

— Не навязывает ли формулировка вопроса заранее задуманный ответ?

— Нет ли опасности получить стереотипный ответ?

— Соответствует ли техника регистрации ответа содержанию вопроса?

— Компетентны ли опрашиваемые для ответа на данный вопрос?

По результатам пробного исследования вносятся коррективы в программу, методические документы и инструкции.

Сбор первичной эмпирической информации. На этом этапе происходит сбор информации о проблемной ситуации. Это могут быть в разной форме необобщенные сведения (ответы на интервью, заполненные анкеты, записи исследователя в карточках наблюдения и др.).

Обработка материала. Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной програм­мой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации (вручную или на ЭВМ). На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка информации. Для обработки используются математико-статистические методы. Полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

Оформление выводов. После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются. При анализе по­лученных данных делается сопоставление результатов исследования по разным подразделениям, группам, т. е. сравнивается информация, полученная от респондентов с разным социальным статусом, разными социальными характеристиками, установками и ценностными ориентациями и т. д.

Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала.

Валидность выводов — обязательное условие формулирования рекомендаций-предложений, направленных на преобразование изученного объекта. Понятие «валидность» произведено от латинских слов valeo — быть в состоянии сделать что-то — и validus — сильный, крепкий. Валидным является исследование, методический инструментарий которого адекватен природе изучаемого явления, обоснован теоретико-методологически. Иначе говоря, если исследование имеет тщательно продуманную программу, соответствующую всем требованиям, если в нем использованы адекватные этой программе методики сбора, обработки и анализа информации, если качественно проведены все его этапы и процедуры, то выводы социологов валидны, поэтому заслуживают полного доверия.

Содержание завершающего этапа зависит от формы орга­низации исследования и вида отчета. Если исследование проводи­лось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации на соискание ученой степени; б) публикации научной монографии или статей; в) доклада на каком-либо собрании исследователей (конференция, симпозиум, конгресс и др.).

Главным итоговым научным документом явля­ется научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. Рекомендации, завершающие эмпирические исследования, должны соответствовать минимуму следующих требований:

— обоснованность выводами, причем не только практически, но и теоретически значимыми;

— конкретность, полная определенность, отсутствие отвлечен­ных от реальных проблем пожеланий;

— результативность, установление параметров изменения объекта под воздействием выполнения рекомендации;

— выполнимость, учет наличия необходимых для реализации каждой рекомендации ресурсов (временных, людских, материальных, финансовых и др.);

— адресность, определение конкретных инстанций, организаций, людей, способных исполнить рекомендацию;

— технологичность, установление последовательности операций, обеспечивающих реализацию рекомендаций;

— системность, учет взаимодействий между всеми рекомендациями и итогами их выполнения.

III.Становление и развитие социальной работы как самосто­ятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам.

Социальная работа — интегративная и междисциплинарная наука, поэтому и исследования в ее области носят интегративный и междисциплинарный характер.

В развитие теоретических и методологических основ социальной работы большой вклад внесли социологи, психологи, а также педагоги и психотерапевты. Это связано с тем, что социальная работа как наука еще молода, собственных исследователей в ней пока мало.

В то же время, опираясь на социологические и психологические разработки, используя систему понятий и методов этих наук, теория социальной работы и ее исследования имеют очевидную тенденцию к саморазвитию.

При этом важно использовать арсенал инструментария научного познания в комплексе: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер исследований в социальной работе.

Говоря о методах, используемых в исследованиях проблем социальной работы, принято выделять общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция, индукция, абстрагирование и т. п.), методы социальных наук (анкетирование, интервью, анализ документов, тестирование и т. п.) и специфические методы. Однако в настоящее время сложно выделить специфические методы исследования в социальной работе в силу недостаточной разработанности ее теории.

Так как исследования в области социальной работы в широком смысле относятся к социальным исследованиям, поэтому исследователи социальной работы используют разнообразные методы социальных наук, такие как анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, тестирование, метод фокус-групп, наблюдение, эксперимент, метод социальных биографий и другие.

Социальная работа как область научных исследований выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогичес­кого и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование таких проблем, как:

— закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами;

— пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения;

— структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения;

— закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы и другие.

Спецификой исследований в области социальной работы является их яр

Наши рекомендации