Научная теория и ее структура

Научная теория – знания, имеющие определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания в некоторой предметной области. Это наиболее сложная форма достоверного научного знания, целостная система утверждений и доказательств.

Описание структуры научной теории можно проводить с содержательной и формальной стороны.

С содержательной стороны теория состоит из эмпирического базиса (экспериментальных фактов, требующих теоретического обобщения), логического аппарата теории (правил логического вывода и доказательства для эмпирических фактов), собственно теории (выведенные из теории утверждения с их доказательствами).

С формальной точки зрения теория представляет собой множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории.

Можно выделить собственные основания теории — исходные термины и предложения теории, которые логически обусловливают остальные ее термины и предложения, а также вспомогательные основания теории, которые служат для ее построения и обоснования, решения ее прикладных и теоретических задач.

Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию.

Ученые–науковеды обычно выделяют три типа научных теорий.

К первому типу относятся описательные (эмпирические) теории: эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные современные психологические теории, традиционные лингвистические теории и т. д. На основании многочисленных опытных (эмпирических) данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений.

Второй тип теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В математической модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий некоторый реальный. К этому типу теорий относятся логические теории, теории из области теоретической физики.

Третий тип – дедуктивные теоретические системы. Исходная основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы.

Возникновение научных теорий неразрывно связано с процессами идеализации и абстрагирования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые несущественны для данной теории.

Идеализация — мысленное выделение какого-либо одного, важного для данной теории свойства или отношения. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая среда» и т.д.

Метод — это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Все научные методы можно условно разделить на две группы: общие и особенные. Общие методы позволяют связывать воедино все стороны процесса познания. К ним относят метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и т.д. Особенные методы касаются только одной стороны изучаемого предмета. Это наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, измерение, сравнение.

1. Наблюдение — целенаправленный процесс восприятия предметов действительности.

2. Эксперимент — метод исследования, при котором явления действительности изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

3. Аналогия —метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-то одного объекта на другой, менее изученный.

4. Моделирование — изучение объектов посредством их моделей. Применяется когда объект недоступен для непосредственного изучения.

5. Анализ — метод, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составные части. Обычно является начальной стадией любого исследования.

6. Синтез — метод, основанный на соединении различных элементов предмета в систему.

7. Индукция — метод, при котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

8. Дедукция — метод, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам (следствиям). Метод дедукции не дает содержательно нового знания, но позволяет логически развернуть систему положений на базе исходного знания. Применяется для выявления конкретного содержания общих посылок.

9. Измерение— это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.

10. Частные методы — это специальные методы, применяемые в пределах отдельных отраслей наук. Возможно применение частных методов в смежных науках, например, методов физики в химии, биологии и т. д.

ОТВЕТ №15.МЕТОДЫ ОПРОСА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методы опроса

История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками -философией, правом, историей. Однако и на этом этапе, что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии. Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.

В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:

получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации. В работе мы остановимся конкретно на опросных методах исследования.

Методы опроса

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности. Многие социологи-практики отмечают, что информация полученная методом опроса, дешевле информации полученной другими методами. Так же, умелое применение закрытых вариантов вопроса позволяет использовать при обработке и анализе информации, полученной методом опроса, вычислительную технику.

Опрос - предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей -- респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез.

Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

Метод опроса используется в ряде случаев:

· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.

· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются:

1. по характеру опрашиваемой совокупности:

· массовые

· экспертные

Массовые - при проведение опроса, респондент выступает от собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опрашиваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек.

Экспертные - при проведение опроса, респондент выступает как выразитель мнения группы людей, или как специалист в определенной области. Число опрашиваемых людей может быть от 1 до несколько десятков.

2. по связи исследователя и респондента:

· очные

· заочные

Очные - вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.

Заочные - вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.

3. по степени охвата, изучаемой совокупности:

· сплошной

· выборочный

Сплошной - есть определенная группа до 200 человек, и опрашивается вся совокупность людей.

Выборочный - так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.

4. по частоте проведения:

· разовые

· панельные

Панельные - применяется при изучение общественного явления в динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.

5. по месту проведения:

· по месту жительства

· по месту работы или учебы

По месту жительства - это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине.

По месту работы или учебы - опрос может быть на производственную или политическую темы.

6. по степени формализации:

· стандартизированные

· нестандартизированные

Стандартизированные - проводятся по заранее подготовленному плану.

Нестандартизированные - свободные.

7. в зависимости от характера получения информации:

· письменные

· устные

Письменные - это анкеты

Устные - интервью

8. специфическим видом опроса является, отрос экспертов -специалистов по исследуемой области.

Можно было назвать и другие принципы классификации опросов.

Но здесь указаны только основные. В этой работе особое внимание мы уделим только двум наиболее распространенным и наиболее популярным видам опроса - это анкетирование и интервью.

ОТВЕТ №16.МЕТОДЫ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА

Анализ(от греч. analysis — разложение, расчленение) — в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Наши рекомендации