Параметрические критерии различия
Критерии носят название «параметрические», потому, что в формулу их расчета включаются такие параметры выборки, как среднее, дисперсия и др. Как правило, в психологических исследованиях чаще всего применяются два параметрических критерия – это t - критерий Стьюдента, который оценивает различия средних для двух выборок и F - критерий Фишера, оценивающий различия между двумя дисперсиями.
Т - Критерий Стьюдента
Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних и двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
Случай несвязных выборок
В общем случае формула для расчета по t - критерию Стьюдента такова:
t =
где
Рассмотрим сначала равночисленные выборки. В этом случае n1 = n2 = n,тогда выражение (9.2) будет вычисляться следующим образом:
В случае неравночисленных выборок n1 n2 , выражение будет вычисляться следующим образом:
Sd = |
В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
к = (n1 - 1) + (n2 - 1) = n1 + n2 - 2
где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборки.
Понятно, что при численном равенстве выборок k = 2 n - 2.
Рассмотрим пример использования t - критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.
Пример: Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора
(в мс) в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X)входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y)являлись 8 человек, активно не занимающихся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.
Результаты эксперимента представим в виде табл. 9, в которой произведем ряд необходимых расчетов:
Таблица 8
№ | Группы | Отклонение от среднего | Квадраты отклонения | |||
X | Y | |||||
- 22 | - 58 | |||||
- 106 | ||||||
- 17 | ||||||
- 2 | ||||||
- 77 | ||||||
- 36 | ||||||
- 8 | ||||||
- | - 56 | - | - | |||
Сумма | ||||||
Среднее |
Средние арифметические составляют в экспериментальной группе , в контрольной группе
Разница по абсолютной величине между средними
| - | = 526 - 638 = 112.
Подсчет выражения дает:
Sd =
Тогда значение t , вычисляемое по формуле (9.1), таково:
t =
Число степеней свободы k = 9 + 8-2= 15. По табл. 17 приложения 6для данного числа степенейсвободы находим t :
2,13 для P 0,05
2,95 для P 0,01
4,07 для P 0,001
Строим «ось значимости»:
Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,]% уровне, или, иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов существенно выше, чем в группе людей, активно не занимающихся спортом.
В терминах статистических гипотез это утверждение звучит так: гипотеза Hо о сходстве отклоняется и на 0,1% уровне значимости принимается альтернативная гипотеза H1 - о различии между экспериментальной и контрольными группами.
Случай связных выборок
В случае связных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t - критерия Стьюдента.
Вычисления значений t осуществляется по формуле:
t =
=
где - разности между соответствующими значениями переменной X и переменной Y, а среднее этих разностей.
В свою очередь вычисляется по следующей формуле:
Число степеней свободы k определяется по формуле k = n – 1
Рассмотрим пример использования t - критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.
Пример: Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач «игры в 5» (т. е. имеющих один и тот же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей задач. Решение задачи представим в виде табл. 10.
Таблица 9
№ испытуемых | 1 задача | 2 задача | ||
4,0 | 3,0 | 1,0 | 1,0 | |
3,5 | 3,0 | 0,5 | 0,25 | |
4,1 | 3,8 | 0,3 | 0,09 | |
5,5 | 2,1 | 3,4 | 11,56 | |
4,6 | 4,9 | -0,3 | 0,09 | |
6,0 | 5,3 | 0,7 | 0,49 | |
5,1 | 3,1 | 2,0 | 4,00 | |
4,3 | 2,7 | 1,6 | 2,56 | |
Суммы | 37,1 | 27,9 | 9,2 | 20,04 |
Вначале произведем расчет по формуле:
Затем применим формулу:
И, наконец, следует применить формулу. Получим:
t
Число степеней свободы: k = 8 – 1 = 7 и по табл. 17 приложения 6 находим t :
2,37 для P 0,05
З,50 для P 0,01
5,41 для P 0,001
Строим «ось значимости»:
Таким образом, на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось, действительно, среднее время решения третьей задачи существенно меньше среднего времени решения первой задачи. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Ноотклоняется и принимается гипотеза Н1 — о различиях.
Для применения t - критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:
1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.
F — критерий Фишера
Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выборочных дисперсий двух рядов наблюдений. Для вычисления Fэмпнужно найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, чтобы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая знаменателе. Формула вычисления по критерию Фишера F такова: Fэмп
Где
и
Поскольку, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значение Fэмп всегда будет больше или равно единице, т.е. Fэмп 1. Число степеней свободы определяется также просто: df2 = n2 -1 для первой (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой больше) и df2 = n2 - 1 для второй выборки. В таблице 18 Приложения 6 критические значения критерия Фишера находятся по величинам df1(верхняя строчка таблицы) и df2(левый столбец таблицы).
Пример: Вдвух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос - есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.
Для критерия Фишера необходимо сравнить дисперсии тестовых оценок в обоих классах. Результаты тестирования представлены в табл. 11.
Таблица 10
№ учащихся | Первый класс X | Второй класс Y |
Суммы | ||
Среднее | 60,6 | 63,6 |
Как видно из табл. 11, величины средних в обеих группах практически совпадают между собой 60,6 63, 6 и величина t – критерия Стьюдента оказалась равной 0, 347 и незначимой.
Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем
Тогда, по формуле для расчета по F - критерию Фишера находим:
Fэмп
По табл. 18 приложения 6 для F – критерия при степенях свободы в обоих случаях равных df = 10 – 1 = 9 находим :
3,18 для P 0,05
5,35 для P 0,01
Строим «ось значимости»:
Таким образом, полученная величина F попала в зону неопределенности. В терминах статистических гипотез можно утверждать, что Но (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1. Психолог может утверждать, что по степени однородности такого показателя, как умственное развитие, имеется различие между выборками из двух классов.
Для применения критерия F Фишера необходимо соблюдать следующие условия:
1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.
2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.
Корреляционный анализ
Корреляцией называют зависимость между двумя переменными величинами.
Переменная – это любая величина, которая может быть измерена и чье количественное выражение может варьировать.
При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке (например, между ростом и весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то увеличение одного показателя сопровождается возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого.
Коэффициент корреляции – это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен +1, а при полной отрицательной -1.
В случаи, если коэффициент корреляции равен 0, обе переменные полностью независимы друг от друга.
В гуманитарных науках корреляция считается сильной, если ее коэффициент выше 0,60; если же он превышает 0,90, то корреляция считается очень сильной.
Можно выделить несколько видов корреляционного анализа: линейный, ранговый, парный и множественный. Мы рассмотрим два вида корреляционного анализа – линейный и ранговый.