Обычный участник ситуации и включенный наблюдатель

  Обычный участник Включенный наблюдатель
1.Цели Участие в данной деятельности Участие в данной деятельности. Наблюдение поведения людей и условий в данной ситуации.
2. Внимание Игнорирование значительной части информации, не имеющей отношения к основной деятельности (избирательное внимание). Обостренное внимание к деталям, которые в обычной деятельности не замечаются.
3. Угол зрения Наблюдается широкий круг явлений, но отбирается только то, что относится к конкретной цели. Наблюдается и фиксируется широкий круг явлений.
4. Соотношение внутренней и внешней позиций Осознание себя субъектом деятельности, который является частью ситуации. Это одновременно и участник ситуации, и посторонний, смотрящий и на ситуацию, и на себя в ней как бы со стороны.
5. Самоанализ Лишь изредка заглядывает в свою душу, мысли. Использует себя как исследовательский инструмент.
6. Фиксация результатов наблюдений Почти никогда не записывает их. Детальная фиксация наблюдаемых событий, явлений и своих субъективных ощущений, мыслей по их поводу.

Вхождение в поле. Проводник. Описательное наблюдение, фокусированное, избирательное наблюдение. Интервью в процессе наблюдения.

Вхождение в поле

Включенное наблюдение начинается с вхождения в поле. Часто это довольно сложная фаза, от которой зависит успех всего исследования. Объект обычно представляет собой относительно обособленное социо­культурное поле, живущее своей собственной жизнью и отгороженное от других полей более или менее жесткой границей. Исследователь — чу­жак по отношению к объекту исследования. И попасть внутрь поля не в качестве сиюминутного почетного гостя, для которого разыгрывают спек­такль, а в качестве «своего», который сливается с изучаемой средой, — это очень сложная задача. Как правило, вхождение в поле обеспечивает­ся человеком, который, с одной стороны, является достаточно влиятель­ным членом изучаемой группы или может воздействовать на нее со сто­роны, а с другой — в силу тех или иных причин расположен к исследователю и готов ему помочь. В англоязычной литературе его назы­вают gate keeper. Его функция I провести исследователя через границу закрытого социокультурного поля и представить его членам как челове­ка, внушающего доверие. На этом его функции могут заканчиваться. В классическую эпоху антропологи просто отправлялись в дальние страны, где с помощью колониальной администрации находили подходя­щие деревни и селились там. В качестве проводников выступали чинов­ники. Исследователи приходили как чужаки, представлявшие и чужую белую расу, и колониальную администрацию. Как бы долго они ни жили среди аборигенов, они оставались чужаками, по отношению к которым поддерживалась дистанция. Аборигенное социокультурное поле никогда по отношению к ним не было полностью открытым. Да и они не стреми­лись слиться с этим полем, сохраняя в чужой среде по мере возможнос­ти европейский образ жизни и выступая зримым символом колониальной власти. Поэтому это был опыт относительного включенного наблюдения: с одной стороны, исследователи жили там же, где и аборигены, но с дру­гой — это был иной образ жизни.

При исследовании предприятий прохождение границы их поля пред­ставляет особо сложную проблему. Это формальные организации, зак­рывающиеся с помощью норм административной дисциплины (никому постороннему ничего не давать без разрешения директора) и таких физи­ческих проявлений границы, как проходная с охраной и заборы. Дать формальное разрешение на вхождение в поле, а тем более на проведение там включенного наблюдения, может только руководитель предприятия.

В постсоветский период территория бывшего СССР стала привлека­тельным местом для западных исследователей, которые впервые получи­ли шанс вступить в пространство, которое до этого было наглухо закрыто для посторонних глаз. Новые власти, как правило, не чинили препятствий для приезда иностранцев, стремившихся поселиться в российской среде, хотя и смотрели на них с большим недоумением.

Технология вхождения в поле, роль, играемая исследователем в про­цессе включенного наблюдения, обычно в отчетах не рассматриваются. Эти детали опускаются как «излишняя лирика». И за этим стоит либо нечаянный просчет, либо продуманная манипуляция. Полученные данные нельзя интерпретировать без ответа на вопросы о том, как исследователь попал в поле, кто его туда привел, кто был его проводником, какую роль ему отвели, как он ее играл, насколько глубоко он был включен в изуча­емые процессы. Без ответов на эти вопросы легко принять отчет туриста, для которого организовали спектакль под названием «Экскурсия», за результаты длительного реального включенного наблюдения. Наблюдае­мые люди играют для исследователя спектакль, но какой? В ответе на этот вопрос — ключ к интерпретации данных.

Исследователь, стремящийся к изучению чужого образа жизни с помо­щью стратегии включенного наблюдения, имеет мало шансов на полную включенность, которая предполагает не только общее настоящее с изучае­мыми людьми, но и общее прошлое. Без него не может быть одинакового восприятия, понимания настоящего. Поэтому исследователь, проводящий включенное наблюдение в течение относительного короткого отрезка вре­мени, обречен на недопонимание наблюдаемой реальности и ложные ее интерпретации. Ему нужен проводник, который, с одной стороны, принад­лежит к местной культуре, а с другой — заинтересован в помощи чужаку. Проводник помогает исследователю взглянуть на наблюдаемые явления глазами человека, включенного в изучаемую реальность.

Описательное наблюдение

Целью описательного наблюдения является общий, вводный анализ изучаемого объекта в самом широком контексте. Его особенность — концентрация внимания наблюдателя на связях объекта с внешним контекстом и выявление его макроструктуры.

В зависимости от характера объекта описательное наблюдение проводится в двух основных видах: гран-тур и мини-тур

(а) Наблюдение Grand tour

В процессе такого описательного наблюдения осматривается весь объект целиком. Аналогичное наблюдение проводит, например, путешественник, прибывая в незнакомую страну. Он не ведет систематическое исследование, регулируемое строгими процедурами. Он знакомится с разными сторонами жизни страны исходя из того, что без определенного контекста нельзя понять наиболее важных для него частностей.

В ходе такого наблюдения определяются основные характеристики наблюдаемого объекта {матрица описательного наблюдения):

- место расположения объекта, размещение, пространственная струк-

тура;

-действующие лица (например, общая характеристика персонала пред-

приятия);

- наблюдаемая на объекте активность;

- материальная среда;

- события в период наблюдения;

- последовательность событий (т.е. временная характеристика объекта);

- цели, которые наблюдаемые люди пытаются достигнуть;

- наблюдаемые чувства, эмоции людей, находящихся на объекте;

- собственные чувства, оценки исследователя, возникшие в период

наблюдения

(б) Наблюдение Mini-tour

В этом типе наблюдения изучаемый контекст сужается. Здесь почти нет внешнего контекста, выходящего за пределы объекта исследования. Однако сам объект многомерен, и предмет исследования — это лишь одна из многих его сторон. Поэтому внимание по-прежнему концентрируется на контексте, но это внутренний контекст объекта исследования, выступающий как формы связи, взаимозависимостей разных его сторон.

Фокусированное наблюдение

На этой стадии наблюдение сужается (фокусируется) до предмета исследования. Выделяют поверхностное наблюдение максимально возможного числа объектов и углубленное наблюдение нескольких объектов и попутное наблюдение общего контекста в целом. В фокусированном виде наблюдение сужается до более или менее конкретных тем, представляющих собой составные части темы исследования. В основу наблюдения кладется структурный вопрос, направленный на выявление всего перечня субкатегорий (в описательном наблюдении 106задача достижения полноты не ставится). Особое внимание уделяется выявлению тех субкатегорий, которые не выявились при описательном наблюдении.

Избирательное наблюдение

На этой стадии наблюдатель выдвигает более конкретные вопросы. Наблюдаются отдельные элементы объекта исследования, представляющие особый интерес в данный момент (например, там что-то происходит важное для понимания темы). К этому моменту структура предмета исследования уже более или менее ясна, поэтому фокус сдвигается в сторону глубины наблюдения с целью выявления механизмов, скрытых пружин, интерпретации поверхностно наблюдаемых явлений.

В ходе избирательного наблюдения берутся отдельные элементы предмета, но исследователь постоянно держит в голове вопрос о том, чем отличается данный элемент от других. Является ли он уникальным или типичным? Можно ли выводы, полученные в ходе его наблюдения, распространить на другие элементы?

Вопросы, ставящиеся в процессе избирательного наблюдения, часто слишком сложны, чтобы можно было полностью довериться своим глазам. Поэтому на данной стадии активно используются неформализованные интервью. Их цель — получить от изучаемых людей интерпретацию наблюдаемых явлений. Часто в ходе таких интервью ключевое место занимают такие вопросы: «Что это такое? Что там происходит? Правильно ли я понимаю, что это ...?»

Интервью в ходе наблюдения может иметь разные формы. На одном полюсе континуума — очень короткая беседа с участниками наблюдамого процесса (например, несколько вопросов, заданных в очереди). В этом случае только исследователь знает, что это была не просто болтовня, а небольшое интервью. Если друзья и знакомые участвуют в изучаемом процессе, то это лучший способ уточнить, углубить его понимание. На другом полюсе — глубинные интервью, специально организуемые в назначенное время и в назначенном месте.

Роль проводника

При любом типе наблюдения желательно иметь проводника в наблюдаемом поле. Глаз постороннего сталкивается с риском неверной интерпретации или полного непонимания того, что происходит. При его наличии исследование идет следующим образом. Исследователь видит какие-то социокультурные феномены. Их интерпретация идет с помощью проводника, который включен в изучаемое поле или гораздо ближе исследователя к нему. Если его знаний недостаточно, то проводник обращается за разъяснением к наблюдаемым людям. Это особенно важно при наличии языкового барьера или закрытости поля с помощью иных механизмов.

22.Первичная организация текстовых данных. Транскрипт и выбор единиц анализа. Матрица оформления текста.

Наши рекомендации