Социальная ситуация развития ребенка
Л.С. Выготский внес еще один ценный вклад в проблему психического развития.: он пытался раскрыть не только его внутреннюю логику «разматывания», развертывания психических функций, но и понять связь психического развития ребенка с воздействием внешней среды. Он исходил из того, что условия жизни сами по себе, то есть прямо, непосредственно, не способны определить психическое развитие, что в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики (по существу это конкретизация известного диалектико-материалистического понимания развития как взаимодействия организма и среды). Среду, говорил он, надо рассматривать не как «обстановку развития», которая в силу заключенных в ней качеств уже тем самым определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.
Например, речь окружающих ребенка людей может быть совершенно одна и та же и тогда, когда ребенку 6 месяцев, и тогда, когда ему 3 года и 6 месяцев, но влияние ее в обоих случаях будет разным, так как дети раннего и дошкольного возраста стоят на разном уровне ее понимания.
В связи с таким пониманием роли среды в психическом развитии ребенка Л.С. Выготский ввел очень важное понятие – «социальной ситуации развития». Этим термином он обозначал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические новообразования к его концу. «Следует признать, - писал ученый, - что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного вохзраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и называем социальной ситуацией развития в данном возрасте» [Выготский Л.С. Собр. Соч. Т.4. 0 М., 1984. – С.258]
Зона ближайшего развития
Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна.
Выготский и его последователи вполне однозначно решали проблему соотношения психического развития человека и его обучения. Если все психические функции не даны человеку от рождения, а только заданы в культурно-исторических формах, то, следовательно, лишь при усвоении этих форм в процессе обучения происходит его психическое развитие. С этой идеей как раз и связано знаменитое положение Выготского о том, что «обучение должно вести развитие вперед», не плестись в хвосте. «Педагогика, – писал oн, – должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Смысл этого емкого понятия «зона ближайшего развития», который был введен Выготским в науку, состоит в том, что обучение «вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка». В школе ребенок обучается «не тому, что он умеет делать самостоятельно, но тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством.
Таким образом, согласно Выготскому, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». Понятие о «зоне ближайшего развития» имеет в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно, и уровнем задач, которые он может решить под руководством взрослого. Обучение, создавая эту «зону», и ведет за собой развитие.
Творчество Выготского существенно расширило предметную область психологии. Она выступила в качестве системы психических функций, имеющей особую историю. Высший, присущий человеку уровень развития этой системы (отличающийся сознательностью, смысловой организацией, произвольностью) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.
Выготского нередко сравнивают с Моцартом. Как и этот гениальный композитор, он был одержим творческой активностью, обладал фантастической трудоспособностью, необыкновенным чувством нового, неугасимой потребностью воплотить в жизнь свои неисчерпаемые богатства оригинальных идей. За сравнительно короткую жизнь (по продолжительности примерно такую же, как и у Моцарта) он успел написать около 200 работ. Нет смысла гадать, чего бы он мог достичь, проживи он столько, сколько, например, его ровесник Жан Пиаже, переживший Выготского на 46 лет. Но значение того, что он сумел сделать, трудно переоценить.
Психология в Московском университете: 1755-2005 / Научный редактор А.Н. Ждан. — М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007. — 376 с.