Какие существуют традиционно-педагогические методы?

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение– древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Метод педагогического наблюдения – это специально организованное исследователем восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Наблюдать можно деятельность коллектива и отдельных личностей во время учебной и трудовой деятельности, в различных ситуациях общения и т.д. Исследователь может быть и непосредственно включенным в учебно-воспитательный процесс (включенное наблюдение). Наблюдение должно иметь четкую целевую установку. От обыденного наблюдения оно отличается тем, что его результаты требуют теоретического объяснения. Результаты наблюдения фиксируются и накапливаются в дневнике.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?)

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?)

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?)

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Предлагаем форму для фиксирования наблюдений (таблица ).

Таблица

Дата Цели наблюдения Описание ситуации, в которой наблюдается объект Выводы
       

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течении ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становиться членом исследуемой группы).

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:

· длительным;

· систематическим;

· разносторонним;

· объективным;

· массовым.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Анализ документов. В качестве документов в педагогических исследованиях выступает информация, зафиксированная на бумаге, а также в виде магнитофонных записей, фото- и кинопленок, фотографий, видеозаписей и т.д. Документы, характеризующие отдельного человека, называются личными. К ним относятся характеристики, формуляры, анкеты, сочинения, дневники и т.д. Документы, не характеризующие отдельную личность, называются безличными. Это статистические таблицы, суммарные сведения и т.д.

В целях получения более объективной информации о личности учащегося широко используется метод независимых характеристик, при котором оценку личностных качеств учащегося дает группа независимых экспертов. В школе в качестве экспертов могут выступать учителя, классные руководители, актив класса и т.д.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому этот метод нередко называют историческим.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Анализ «продуктов деятельности» учащихся. В качестве продуктов деятельности выступают рисунки, поделки, сочинения и др. Это может быть и нематериальный результат, например, организованный и проведенный учащимся вечер или спортивное мероприятие.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества — это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Опросные методы.

Опросные методы предусматривают прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объктивируются свойственные ему психологические явления. Наиболее распространенными методами психолого-педагогических исследований являются устные или письменные опросы. К ним относятся: беседы, сбор анамнеза, интервью, вопросники и анкеты.

Беседа- диалог по заранее составленной программе. Вопросы (вопросы в лоб, вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность) планируются заранее, а ответы фиксируются в дневнике в виде таблицы .

Таблица

Дата Вопросы Ответы Выводы
       

Беседы — традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Анамнез(от лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.

Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Интервьюирование.Этот метод более локален по сравнению с беседой. В данном случае задается тема для изучения мнения испытуемого по какому-то вопросу.

Педагогическое анкетирование.

Анкетирование — метод сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяют различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.

При составлении анкеты необходимо избегать типичных ошибок, значительно снижающих ценность полученных результатов. Составитель анкеты должен:

· избегать скрытых подсказок, подталкивающих к желаемому ответу;

· добиваться цельности анкеты, её внутренней логической связи; научная ценность информации, полученной на основании случайных, разбросанных вопросов, сомнительна;

· избегать большого числа закрытых вопросов: это снижает возможность качественного анализа суждений, отношений, мотивировок и т.д.;

· если более 5-7% учащихся на тот или иной вопрос анкеты отвечают "не знаю", "не понял", то это означает, что вопрос поставлен неправильно.

Наши рекомендации