К категории тестов умственных способностей (IQ) относится
Краткий ориентировочный тест (КОТ). Данная методика предназначена для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих критериев оценки интеллекта18:
- Способность обобщения и анализа материала.
- Гибкость мышления.
- Инертность мышления, переключаемость.
- Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
- Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
- Употребление языка, грамотность.
- Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
- Пространственное воображение.
Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за стандартное во многих тестах время выполнения – 15 минут. Результат испытуемого, как правило, сравнивается с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам. Дополнительные диагностические возможности появляются тогда, когда после выполнения заданий на время испытуемому предоставляется возможность закончить задание без учета времени. При этом появляются возможности как для элементов структурного анализа интеллекта, так и для учёта таких показателей, как дополнительно затраченное на решение время и количество дополнительно решенных заданий, которые дают возможность косвенно оценить мотивацию испытуемого.
Структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна в связи с разным количеством заданий, соответствующим разным аспектам интеллекта и их разной сложностью, но в некоторых случаях возможна. Однако следует учитывать, что подобные данные недостаточно надёжны и могут использоваться лишь для самой приблизительной оценки. Целесообразно выделение следующих типов заданий, которые ориентированы преимущественно на выявление одного из факторов в структуре интеллекта:
1. Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) – вербальный фактор.
2. Математические последовательности (4 задания) – числовой фактор, низкий уровень сложности.
3. Математические задачи (13 заданий) – числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.
4. Логические задачи (4 задания) ближе всего к общему интеллекту (по Ч.Спирмену), причем представленные заданиями относительно высокого уровня сложности.
5. Пространственные задачи (4 задания) – пространственно-символической фактор.
6. Осведомленность (3 задания).
7. Внимание (2 задания).
Для каждого типа задания подсчитывается количество правильно выполненных заданий, решенных неверно (с ошибкой) и пропущенных (ответ не был дан). При этом пропущенные ответы можно объединить при подсчете с неверно решёнными. Поскольку количество заданий для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценивать лишь соотношение вербального и числового фактора, представленного относительно большим количеством заданий; содержательно оценивать уровень развития других факторов имеет смысл лишь при нулевом или 100% результате по данному фактору.
Для диагностики интеллектуальных способностей подростков часто используется Школьный тест умственного развития, коротко ШТУР. Он предназначен для учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам в современном исчислении). Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
Первые два субтеста позволяют судить о том, насколько осведомлены и образованы школьники, активно или пассивно они используют в своей речи различные термины, научные понятия, отражающие уровень их культурного и общественно-политического развития.
Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.
Данный тест является групповым. Время, которое отводится на выполнение каждого субтеста, ограничено, но его вполне достаточно для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Авторами ШТУР являются К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова21. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
Д. Векслер (о котором уже упоминалось ранее) разработал Шкалу измерения интеллекта. В 1937 г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана «Шкала Векслера – Белвью»(второе издание — 1946 г.). В 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей», предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955 г. была создана «Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых», предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет22. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами использовались тесты действия и невербальные тесты.
Еще один популярный тест интеллекта – это тест прогрессивных матриц, разработанный в 1936 г. английским психологом Дж. Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Методика предназначена для измерения фактора общего интеллекта. Состоит она из 5 серий по 12 заданий23:
- серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения);
- серии B (аналогия между парами фигур матрицы);
- серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали);
- серии D (перегруппировка фигур матрицы);
- серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).
В каждой серии подобраны однотипные задания, расположенные по возрастающему уровню сложности.
Каждая из 60 матриц черно-белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6-8 предложенных вариантов.
Преимуществом теста является неограниченность его проведения во времени, хотя в среднем выполнение заданий может занимать 30 мин. В тестировании могут участвовать испытуемые от 8 до 65 лет.
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT), предложенный Р. Кеттеллом в 1958 году. Он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (образования, культуры и т.д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования24.
Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму, а время выполнения каждого субтеста ограничено 3-4 мин.
Таким образом, исследование интеллектуальных способностей человека представляет на сегодняшний день большой интерес. Диагностика структуры интеллекта осуществляется с помощью различных тестов, которые позволяют изучить определенные грани интеллекта человека, но ни один тест пока не в силах представить полную картину диагностики интеллектуальных способностей индивида.
Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии
На протяжении длительного периода тесты интеллекта служили средством измерения некоторой психологической реальности, о сущности которой имелись весьма смутные представления. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, лежащей в основе всех наших достижений и измеряемой с помощью тестов Эти представления подтверждались относительной стабильностью IQ, установленной при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени.
Существует две основные причины стабильности IQ.
Первая причина — это стабильность, относительная неизменность окружающей среды. В большинстве случаев дети остаются в том же самом окружении, на одном и том же социально-экономическом уровне, в той же культурной среде долгие годы. Поэтому любые недостатки или преимущества для интеллектуального развития, которые испытуемые имели на ранней стадии развития, сохраняются и в интервалах между повторными тестированиями.
Вторая причина относительной стабильности IQ заключается в том, что умения и навыки, полученные на ранних этапах развития, сохраняются и служат предпосылками для последующего обучения.
Однако относительная стабильность IQ носит статистический характер. Иначе говоря, лишь в групповых исследованиях могут быть получены достаточно высокие корреляции между повторными исследованиями. Изучение же отдельных индивидов обнаруживает большие сдвиги показателей IQ, полученных через временные интервалы. Тестология к настоящему времени накопила множество фактов, неопровержимо свидетельствующих об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Исследования, в которых собраны эти факты, группируются по двум направлениям. Одно направление доказывает зависимость тестовых оценок от окружающей среды, которая включает в себя множество самых разных показателей (материальная обеспеченность и уровень образования родителей, характер работы отца, занятость матери, размер семьи, наличие домашней библиотеки и др ).
Другое направление исследований охватывает тестирование интеллекта в разных культурах и субкультурах. В работах этого направления неизменно обнаруживаются значительные различия по результатам тестовых испытаний между выборками, представляющими разные культуры. Предполагается, что влияние культуры сказывается как на различиях в условиях тестирования, так и главным образом на содержательной стороне теста, материальной наполненности его заданий.
Зависимость тестовых оценок IQ от окружающей среды означает их непостоянство, изменчивость. Следовательно, по мнению прогрессивных западных тестологов, интеллектуальные тесты не оправдывают себя как инструменты для измерения некоторой врожденной способности, называемой интеллектом. Признается их пригодность для диагностирования некоторых (в основном вербальных и счетных) навыков. Так, американский тестолог К. Зенна в сборнике, изданном под его редакцией, утверждает, что IQ показывает чаще всего, насколько адекватно будет действовать получивший его человек в ситуациях, требования которых сходны с требованиями интеллектуальных тестов (The Fallacy of IQ, 1973). Таким образом, если вернуться к тому, что говорилось в § 1 настоящей главы об умственном развитии, можно признать, что в настоящее время общепринятой стала точка зрения, согласно которой интеллектуальные тесты измеряют не интеллект, а умственное развитие.
Что же касается интеллекта, то своеобразный кризис метода его исследования привел в 60-е гг. нашего века к кризису психологического понятия интеллекта. Крайнее его проявление заключается в отказе от самого понятия интеллекта. Так, Дж. Кэрролл и Ск. Максвелл, анализируя современные исследования в области изучения интеллекта и когнитивных способностей, обнаружили часто встречающиеся в литературе утверждения, что "понятия интеллекта, IQ-фактора и им подобные являются статистической абстракцией или даже артефактом, возникающим в результате психометрических операций".
Иногда встречаются попытки заменить понятие интеллекта другими терминами, точнее отражающими некоторые характеристики
' Понятие "культура" в данном контексте означает "интегральную характеристику социально-психологических и экономических условии материального и духовного бытия, оказывающих прямое или косвенное влияние на психику и деятельность человека
и на формирование его индивидуальности и личности" (КМ Гуревич, 1980)
Понятием "субкультура" называют культуру меньших социальных общностей, например культуру отдельной социально-профессиональной группы
высокоприспособленного поведения ("адаптабельность" С Бишовла, "умственная структура" Дж Мелера и Т Г. Бевера).
В некоторых работах прослеживается тенденция более сложного и тонкого понимания интеллекта, чем сложившееся в прошлом. Так, в характеристику интеллекта включается стратегия и стиль решения проблем (А Анастази), "виды опыта" (С.К. Эскалопа), индивидуальный подход к ситуациям (С Т. Фишер), личностные установки (Т Сюлвольд).
В последнее время зарубежные психологи склоняются к пониманию ограниченности "тестового", "психометрического" интеллекта, т е той характеристики личности, которая измеряется с помощью интеллектуальных тестов В противовес психометрическому интеллекту рассматриваются и обсуждаются понятия поведенческого ума, мудрости, здравого смысла, что свидетельствует о коренных изменениях -теории и методов изучения интеллекта, произошедших в американской психологии.