Становление отечественной психодиагностики
В отечественной психологии становление психодиагностики начиналось под знаменем материалистических идей. В трудах И. М. Сеченова последовательно развивалось материалистическое понимание психической деятельности.
Продолжателем его научных исследований был И. П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и проложивший путь от объективных исследований по физиологии центральной нервной системы к изучению материальных основ психических явлений, В, М. Бехтерев стремился обнаружить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами, социальным бытием человека.
Экспериментальная психологическая лаборатория, первая в России, была открыта в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. В 1895 г. по инициативе русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. В этих и других лабораториях изучались объективные признаки психических явлений (пульс, артериальное давление, частота дыхания), исследовались скорости протекания психических процессов.
Таким образом, в конце XIX- начале XXв. основу отечественной психодиагностики составили исследования высшей нервной деятельности (ВНД) физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, психиатров В. М. Бехтерева. С. С. Корсакова первых русских психологов-экспериментаторов Н. Н. Ланге. А. Ф. Лазурского и др. В истории отечественной психодиагностики сохранилась память о работах многих талантливых ученых-психологов первопроходцев. Например. Г. И, Россолимо. невропатолог и психиатр, является автором методики (диагностической), получившей название «Методика индивидуального психологического профиля». Сущность методики сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по 10-балльной шкале на основании ответов обследуемых.
В методике выделялись три группы процессов: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Россолимо стремился к целостной оценке личности. Он искал способ количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Поэтому можно смело причислять Россолимо к первым разработчикам комплексной психодиагностики личности. Другой русский психолог и педагог А. П. Болтунов в 1928 г. опубликовал методику «Измерительная шкала ума» — авторскую модификацию шкалы Бине-Симона. Последние годы своей жизни он посвятил вопросам теории и методики педагогической диагностики. А. Ф. Лазурский. являясь разработчиком научной характерологии, проводил диагностику в соответствии со своей авторской «Программой исследования личности». Исследования русского психолога М. Ю. Сыркина установили линейную форму связи между тестовыми оценками и социальными признаками обследуемых лиц. Психодиагностика становится востребованной в жизни общества: в армии, в педагогике, в промышленности. Получает развитие тестирование специальных способностей. Однако к середине 1930-х гг. накапливаются методологические ошибки использования психодиагностического инструментария. В 1936 г. публикуется Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Дальнейшее использование психодиагностики ограничивается решением прикладных задач психофизиологии, психиатрической клиники. Общее состояние отечественной психодиагностики в 1920-1930-е гг. позволяет сделать выводы: • психодиагностика востребована в различных областях жизни общества: школьном образовании, промышленном производстве, военном деле;
• психодиагностика интенсивно развивается в рамках психотехники;
• разрабатываются психометрические основы психодиагностики.. Отечественная дифференциальная психофизиология, разработанная в трудах Б. М. Теплона, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина и их учеников на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России. Возрождение психодиагностики как направления начинается с решения (март 1969 г.) Центрального Совета Общества психологов СССР, в котором психодиагностика признается наименее развитой областью психологических знаний.
В начале 1970-х гг. стартовал новый этап в развитии психологической диагностики в нашей стране, началось ее возрождение. Опыт, накопленный к этому времени за рубежом, показал, что ее применение может принести ощутимо полезные результаты в системе образования, в промышленности, в клинике, других областях общественной жизни. Важную роль в формировании адекватного отношения к психологической диагностике в целом и к диагностическим методикам в частности сыграл симпозиум, проходивший в Таллинне осенью 1974г. На нем были приняты решения, где указывалось, что необходимо всемерное расширение и углубление исследований, способствующих созданию методологического фундамента и методического арсенала отечественной психологической диагностики. Значительным событием стал выпуск в 1981 г. коллективной монографии «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования», написанной сотрудниками Психологического института РАО.
В это же время стали появляться адаптированные версии зарубежных методик (Ф. Б. Березин, И. Н. Гильяшева, М. К. Акимова. Е. М. Борисова с соавт.), работы по клинической диагностике (Е. Т. Соколова, Л. Ф. Бурлачук, Л. Н. Собчик). по психометрике (В. С. Аванесов. В. М. Блейхер. В. К. Гайда. А. Г. Шмелев). Стали разрабатываться оригинальные отечественные методики (Л. А. Венгер. А. Е. Личко. Д. Б. Богоявленская. К. М. Гуревич с соавт.). Таковы ключевые аспекты истории отечественной и зарубежной психодиагностики.