Основы правового регулирования авторского права и смежных прав
Основы правового регулирования авторского права и смежных прав:
1) закон Республики Беларусь 16 мая 1996 г. N 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» с изменениями и дополнениями;
2) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года;
3) Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года;
4) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года;
5) Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года;
6) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года;
7) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года.
2.1 Понятие и объекты авторского права
Авторское право не только заслужено играет ведущую роль в охране культурного наследия отдельно взятой страны, но и способствует обогащению мирового культурного достояния человечества. Появлению авторского права мы обязаны Древней Греции, где автору гарантировалось, что его произведение дойдет по публики в неизменном виде. Практика выплаты гонорара за произведения литературы, науки и искусства появилась в Древнем Риме. Однако вплоть до изобретения книгопечатания в Европе авторское право практически не развивалось. Лишь после появления первых «полиграфических предприятий» и зарождения «пиратства» в этой сфере была осознана необходимость законодательного закрепления прав авторов на их произведения. Первый национальный закон в области защиты авторского права появился в Англии в 1709 году. Им стал Статут Анны, который ввел принцип копирайта, означающего монопольное право автора публиковать свое произведение в течение определенного периода времени. Впоследствии подобные законы были приняты во Франции, США и других странах. Законодатели разрабатывали нормативные акты, закрепляющие и расширяющие права авторов на произведения литературы, науки и искусства, объявляя права на результаты творческой деятельности священными. На территории Российской империи правовое регулирование авторского права началось в 1828 году в связи с принятием Цензурного устава, который также закреплял исключительное право автора на пользование и продажу своего произведения. В настоящее время авторские права на территории нашего государства охраняются в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в значительной степени воспринял уже имеющийся международный опыт, а также обязательства Беларуси, принятые в соответствие международными договорами.
Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыслей, а не сами мысли, которые не могут быть восприняты другими людьми, а, следовательно, не могут быть объектами правовой охраны. Для получения защиты со стороны государства результаты творческой деятельности должны быть выражены в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и другой форме. Причем любое произведение науки, литературы и искусства подлежит охране независимо от его качества. Тем не менее, существует требование, которому должны соответствовать все такие произведения: оригинальность. Достаточно сложно определить точное правовое значение данного термина. В странах общей системы права произведение не должно быть копией другого произведения, автор должен продемонстрировать минимальный уровень мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений. В странах континентальной системы права требования более строгие: произведение должно нести отпечаток индивидуальности автора, творческий уровень должен превышать обычное мастерство, должен быть продемонстрирован профессионализм или самостоятельность мышления.
К объектам авторского права законодательство относит следующие: литературные произведения (романы, поэмы, рассказы, драматургические произведения, переводы; в некоторых странах к литературным произведения относят частные письма, руководства по расторжению брака, экзаменационные материалы и так далее); научные произведения, в том числе статьи, диссертации, произведения научного характера и другие; драматические, музыкально-драматические, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомима, музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения (автором аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения); произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства, которые отражают реальность в зрительно воспринимаемых образах; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; компьютерные программы, базы данных, и так далее.
Не являются объектами авторского праваофициальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны. Авторское право также не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
Законодательство выделяет два вида прав авторов на произведения литературы, науки и искусства: личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование, право на отзыв), а также имущественные права, которые позволяют автору получить экономическую выгоду от результатов его творческой деятельности: право на воспроизведение произведения, право на распространение, право на прокат оригиналов или экземпляров, публичный показ оригинала или экземпляров произведения, право на публичное исполнение произведения, право на импорт, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения, право на переделку или иную переработку, право на вознаграждение. Личные неимущественные права принадлежат автору, не переходят по наследству, сохраняются после передачи имущественных прав. Имущественные права принадлежат автору или нанимателю, переходят по наследству или в порядке правопреемства, передаются по договору. За каждый вид использования произведения науки, литературы и искусства автор имеет право получать вознаграждение. Возможность свободно передавать или отчуждать имущественные права на основе гражданско-правовых договоров, по сути, превратила такие права в объект хозяйственной деятельности.
Законодательством отдельно урегулирован вопрос об использовании авторского права на служебные произведения. Так, личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем.
Законодательство Республики Беларусь включает не только охрану прав авторов на произведения литературы, науки и искусства, но и предоставляет защиту таких прав в случае их нарушения со стороны третьих лиц.
2.2 Понятие и объекты смежных прав
Субъектами смежных прав выступают исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Смежные права можно реализовать только при условии строгого соблюдения авторских прав. Так, исполнитель осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения, производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.
Законодательство выделяет следующие смежные права исполнителя: право на имя; право на защиту репутации ‑ право на защиту исполнения от всяческого искажения или любого посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения (записывать ранее не записанное произведение, распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи собственности, воспроизводить запись исполнения, сдавать в прокат оригинал или экземпляры записанного на фонограмму исполнения и прочее).
Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнителя.
Производителям фонограмм принадлежат такие права, как право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Производитель фонограммы имеет право воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму, переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму, распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности, импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы, доводить до всеобщего сведения фонограмму.
Имущественные права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Организации эфирного вещания вправе использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Исключительное право организации эфирного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает, что организация имеет право осуществлять следующие действия: передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания, сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю, записывать передачу, воспроизводить запись передачи, сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом и так далее.
Организации кабельного вещания пользуются исключительным правом давать разрешение на использование ее передачи, которое включает право совершать следующие действия: сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организацией кабельного вещания, передавать передачу в эфир, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и так далее.
Права организаций эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.
2.3 Правовое регулирование использования авторского права и смежных прав
В Республике Беларусь предусмотрены различные способы использования произведений.
1) использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием автора правомерно обнародованного произведения и источника заимствования:
1.1 цитирование или использование в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видео записях учебного характера отрывков из опубликованных произведений
1.2 воспроизведение или сообщение в передачах радио и телевидения, в сети Интернет статей из газет и журналов; публично произнесенных речей, докладов; произведений в обзорах текущих событий; произведений искусства открытых для свободного посещения
1.3 воспроизведение произведений для судебного или административного производства, исполнение при оказании ритуальных услуг.
2) допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликованных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.
3) переходят в общественное достояние произведения на которые истёк срок охраны, объекты авторского права и смежных прав, которым никогда не предоставлялась охрана на территории Республики Беларусь.
4) передача прав по авторскому договору предусматривает получение явно выраженного согласия автора произведения. При этом авторский договор должен содержать следующие условия: конкретные права передаваемые по договору (способ использования произведения; возможность передачи прав третьим лицам); территория; срок действия договора; вознаграждение (в виде твердо зафиксированной суммы в виде процента от дохода за использование; другими способами).
2.4 Основы регулирования выплаты авторского вознаграждения
Вопросы регулирования авторского вознаграждения рассмотрены в следующих нормативно-правовых актах, принятых в Республике Беларусь:
1) «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 мая 1997г. №452);
2) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01 ноября 1996г. №697);
3) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002г. №1319);
4) «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №616).
Предусмотрены следующие ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы:
lхудожественная проза ‑ 6,5 базовых величин за авторский лист;
lнаучные издания ‑ 4,5 базовых величин за авторский лист;
lучебники для ВУЗов ‑ 8,0 базовых величин за авторский лист;
lучебники для школ, техникумов ‑ 6,0 базовых величин за авторский лист;
lсправочники ‑ 4,0 базовых величин за авторский лист;
lнаглядные пособия, таблицы ‑ 3,0 базовых величин за авторский лист.
Законодательством Республики Беларусь определены такие минимальные ставки авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений:
lЗвукозапись ‑ 8 % (от отпускной цены экз.);
lТелерадиовещание ‑ 1 % (от суммы доходов);
lКабельное телевидение ‑ 5 % (от суммы доходов);
lКонцерты ‑ 5 % или 10 % (от суммы валового сбора);
lДискотеки (платный вход) ‑ 5 % (от суммы валового сбора);
lРестораны, кафе ‑ 7 % (от гонорара исполнителей) или 0,1% (от суммы дохода).
2.5. Коллективное управление авторскими правами и смежными правами
Какая инфраструктура и какие системы могли бы помочь в зарождении и развитии местной музыкальной культуры? Одной из таких наиболее эффективных систем является система так называемого коллективного управления авторскими и смежными правами, которая уже создана в ряде стран по инициативе правительств или при участии соответствующего частного сектора. Коллективное управление представляет собой осуществление авторских и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени владельцев прав. Организация коллективного управления договаривается с пользователями (например, радиостанциями, вещательными организациями, дискотеками, кинотеатрами, ресторанами и так далее) или группами пользователей и дает им разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом, из своего репертуара за плату и на определенных условиях. На основе своей документации (информации о членах и их произведениях), а также программ, представленных пользователями (например, реестры музыкальных произведений, переданных по радио), организация коллективного управления распределяет авторский гонорар между своими членами в соответствии с принятыми правилами распределения. Тариф для покрытия административных расходов, а в отдельных странах также для стимулирования социально-культурной деятельности, обычно вычитается из общей суммы гонораров. Гонорар, выплачиваемый владельцам авторских прав, соответствует степени использования их произведений и сопровождается расчетом такого использования. Эти виды деятельности и соответствующие операции обычно выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально разработанных для этой цели. Коллективное управление полезно, так как в настоящее время не возможно какому-либо конкретному лицу или компании отслеживать все случаи использования их музыкальных произведений или записей в мировом масштабе или даже в национальном масштабе, хотя эта ситуация может измениться с техническим прогрессом в соответствующей отрасли. Имея дело в основном с публичными исполнениями, например, на телевидении, радио, дискотеках, а также непосредственно на концертах, общества по коллективному управлению играют существенную роль в отслеживании того, как и где используются музыкальные произведения, определении компенсации за такие использования, в предоставлении расчетов, кому и какая сумма полагается от общей собранной компенсации, а также в осуществлении своевременного распределения компенсации среди своих законных получателей. Это огромная работа, и она проводится организациями разного масштаба.
Для создания и стимулирования отраслей, связанных с культурой, во всем мире и особенно в развивающихся странах и наименее развитых странах большое внимание должно быть уделено созданию обществ коллективного управления и повышению эффективности их функционирования. Это является одним из эффективных путей гарантии соблюдения авторских прав, что позволяет одновременно помочь артистам, музыкантам, сочинителям песен и другим лицам, кто участвует в творческом и деловом процессе музыкального бизнеса, получить свой доход от затраченных усилий. Это также является одним из важных путей, способствующих росту местных отраслей промышленности, а значит и развитию национальной экономики, а также национальной культуре.