Внимание, его физиологическая основа
Внимание – это сосредоточение психики (сознания), предпологающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности, или направленность психики на определнные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Существующие теории внимания можно классифицировать оп трем напрвлениям:
1. Теория сознания. Внимание определяется как сосредоточение сознания на объектах действительности.
2. Теория деятельности. Внимание понимается как характеристика деятельности, синонимом которой выступает направленность, сосредоточенность. Леонтьев внимание пониманиет как феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности.
3. Коогнитивная теория внимания определяет его как функцию контроля и фильтра поступающей инфы.
Физиологические основы.
Согласно представлениям И. П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредоточивается на одном объекте.
По А. А. Ухтомскому, внимание определяется доминантой — господствующим, устойчивым очагом возбуждения в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы «перекачивание» нервной энергии из участка мозга, связанного с удовлетворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира.
Согласно современным научным данным в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий, играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания.
Виды и свойства внимания
Выделяют следующие основные функции внимания: обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности; активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.
Говоря о различных видах внимания, следует отметить, что существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств — например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.
По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).
По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия.
Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека.
Второй вид внимания — произвольное (его еще называют «активным») — контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так, продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
Свойства внимания:
1) Интенсивность внимания есть степень ясности и отчетливости отражения содержания объектов и явлений, находящихся в фокусе сознания.
2) Концентрация – степень сосредоточения сознания на объекте. Степень сосредоточения внимания и объем связаны обратной зависимостью – увеличение объема приводит к уменьшению степени.
3) Направленность характеризует объекты и явления, удерживаемые в поле сознания.
4) Объем близок к объему кратковременной памяти и составляет 7-9 элементов
5) Распределение предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения нескольких заданий.
Свойства внимания как процесса:
- колебания, обусловлено утомляемостью рецепторов, непрерывной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
- отвлечение – непроизвольное изменение направленности
- переключение – перенос направленности с одного на другое
- подвижность – быстрое изменение направленности, степени, объема.
- распределение – возможность направленности внимания сразу на несколько объектов
- сдвиги – непроизвольные изменения объема
- устойчивость – длительность выполнения заданий, требующие непрерывного внимания