Теория памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти.
Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в сохранении, запечатлении, узнавании и воспроизведения следов прошлого. Память обеспечивает целостность личности и ее связь с прошлым опытом. Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.
Теории памяти:
· Ассоциативная психология (Юм, Джемс, Спенсер) – запоминание – рассматривалось как образование ассоциаций, воспроизведение – как использование имеющихся. Явления всегда запоминаются и вспоминаются в связи друг с другом, независимо от осознания нами. Это механический подход. Наиболее полно обоснован при объяснении Сеченовым и Павловым механизма формирования условного рефлекса – возникновение временной связи между двумя очагами возбуждения. Сейчас рассматривается лишь как один из механизмов работы памяти.
· Гештальт теория. Психика изучалась с точки зрения целостных структур. Системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. При запоминании и воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не на основе случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. Динамика запоминания (и воспроизведения) – у человека возникает некое актуальное состояние, которое создает установку на запоминание
(воспроизведение), эта установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается (воспроизводится) материал. Рассказать про эффект Зейгарник.
· Бихевиоисты близки к ассоцианистам, единственное различие – роль подкрепления в запоминании материала.
· Психоанализ выявил роль эмоций, мотивов и потребностей.
В начале 20в. Возникла смысловая теория эмоций. (Бине, Бюлер) работа соответствующих процессов в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объед-х запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Выготский в конце 1920хг. Приступил к исследованию высших форм памяти и показал, что они являются сложной психической деятельностью, социальной по своему происхождению. Выделили этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную память. Смирнов и Зинченко, приводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.
· Биологическая теория
Кратковременная память – электрофизиологическая. Реверберационная гипотеза – в основе механизма лежит импульсная активность нейронов, циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям. Циркуляция дится минутами. НО! После электрошоковых воздействий должно все забыться! Но это не так!
Промежуточная – процесс перевода из кратк в долг. Природа – нейрохимическая – активизируется синтез медиаторов и т.п.
- Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во времени передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной.
- Хранение – накопление материала в памяти, определяющие сохранение инфы: установка личности, условия и организация заучивания, привычность материала, контекст, мотивация, мыслительная переработка информации.
- Воспроизведение. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может извлекаться путем узнавания и воспоминания.
- Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание – возраст, характер инфы и степень ее использования, интереференция, подавление – мотивированное забывание.
Виды памяти:
1) По времени сохранения материала:
– мгновенная, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память – образ.
– кратковременная, представляет собой способ хранения инфы в течение короткого связано с двумя этими процессами.
промежутка времени.
- оперативная – память, рассчитанная на хранение инфы в течение определенного срока. Срок хранения определяется установкой человека. После этого инфа может исчезнуть из оперативной памяти.
– долговременная – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно без утраты. При пользовании долговременной памяти для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование.
2) По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.
- непроизвольная. Запоминание происходит автоматически и без особых усилий. Характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- произвольная. Постановка человеком задачи запоминания. Требует волевых усилий.
3) По характеру психической активности.
- образная. Связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает наличие у человека способность к воображению. То, что человек зрительно может представить, то и легче запоминается, как правило.
- эмоциональная – память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяи, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала.
- двигательная. Представляет собой запоминание ,сохранение и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных (трудовых и спортивных) умений и навыков.
- словесно – логическая содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.
Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина — зрительная, у музыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д.
Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой — поддаются тренировке и улучшению.
1. При запоминании желательно использовать не один анализатор, а комплекс их (зрительный + слуховой), добавляя к этому комплексу логику.
2. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков в тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений. Поэтому прежде чем запоминать что-то, нужно ясно и четко представить себе и осознать данное явление.
3. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым
мешают запоминанию.
4. Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Поэтому объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.
5. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Первое повторение следует проводить не позже чем через несколько часов после первого восприятия информации, а следующее — не позже чем через 1–2 суток после первого запоминания.
6. Один из способов запомнить факт — это ассоциировать его с каким-либо другим фактом или явлением. Ассоциация может быть образной, логической или эмоциональной.
Чтобы запоминание было прочным, его следует осмыслить