Способности, их количественная и качественная характеристика. Виды.
Способности – это индивидуально – психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность человека к тому тли иному виду деятельности. Это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать – темп овладения деятельности; - широта переноса формирующихся психических качеств; - соотношение нервно – психических затрат и конечного результата.
1. Способности развиваются на основе задатков — психофизиологических особенностей человека.
2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.
Количественная характеристика способностей отвечает на вопрос – насколько способности развиты?
Качественная – в какой среде легче найти себя? Какой вид деятельности вам подходит?
Качественные различия способностей, по мнению Б.М. Теплова (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961), выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй - в другой, не только в том, что один человек проявляет технические, а другой - музыкальные способности, и не только в том выражаются они, что и в пределах музыкальных способностей один проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а другой - к деятельности пианиста- исполнителя. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных ладей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. В то же время, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.
Количественная характеристика способностей - необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.
Виды способностей:
1-общие – предполагают качества личности, отвечающие требованиям не одной, а многим видам деятельности. Могут быть ярко выраженными, что дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей. Являются вполне конкретными психологическими проявлениями (художественный, мыслительный, средний)
2-специальные – предполагают специальные, редкие, узкие, отдельные качества, отвечающие более узкому кругу требованиям данной деятельности. Обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.
Задатки и способности
Задатки – природные предпосылки способностей. Задаток – это строение мозга, органы чувств и движения, особенности нервной системы.
Задатки – врожденные возможности развития морфологических и анатомо – физиологических и психологических свойств индивида. К задаткам относят: типологические свойства НС, уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, варианты строения коры головного мозга.
Задаткиимеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.
Уровни способностей.
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития. Таким образом выделяют:
1) Одаренность - Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.
2) Талант - Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности
3) Гениальность – высшая ступень талантливости. Способность создавать что – то принципиально новое в общественной жизни, науке, литературе и тд. Продукты творчества гениального человека становятся необходимыми в данной отрасли.