Сознание и его структура 5) Бессознательное. Тесная связь.
Сознание –высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, как общественно- историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов.
Сознание - результат общественно – исторических условий формирования человека при постоянном общении с другими людьми.
Хар – ка:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображе-
ния, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, ознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Низший уровень психики образует бессознательное. Это характеристика психологических свойств , процессов и состояний человека , находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение , как и сознание.(бред, галюны, автоматизированные действия).
Сознание и бессознательное не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Предполагают, что в сферу сознания попадает информация, представляющая трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т. е. всего того, чем располагает сознание. Но как только решение найдено, вновь включается в работу «автопилот» (бессознательное), а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.
Взаимосвязь сознания и бессознательного просматривается на феномене сновидений. Сон - особый вид активности человека. Во время сна человек:
-сохраняет память (может пересказать сновидения);
-может размышлять (иногда удается найти выход из сложной ситуации);
-может перемещаться (ходить, переворачиваться с боку на бок);
-может реализовывать намерения (пробудиться в желаемое время);
-может обучаться, например, иностранному языку;
- может выкрикивать имена людей (или фрагменты пережитых им ситуаций), выдавая тем самым их значимость для себя и свою причастность к ним.
Понятие индивид, личность, индивидуальность. Их связь.
Индивид – конкретный человек, независимо от его социального статуса, профессии, уровня развития психики и сознания. Это существо, наделенное анатомо – физиологическими особенностями организма, от родителей и прародителей. Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, протекание беременности , родов и санитарно – гигиенические условия.( задатки, пол, возраст, эмоции)
Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно – исторического развития, подвергается влиянию социальных условий – условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности.
Личность – сознательный индивид, включающийся в общественные отношения, является деятелем общественного развития. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Это продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида. Становление личности возможно только в обществе людей.
Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. В индивидуальности человека неповторимо сочетаются и взаимодействуют между собой черты всеобщего, типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в способностях, в качествах познавательных процессов.
Структура личности.
Фрейд выделил следующие компоненты структуры: «Оно», «Я», «Сверх - Я».
«Оно», определяется стремлением к удовлетворению, вызванное половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия. Трудно управляемая человеком, так как она диктуется бессознательной сферой психики.
«Я» отвечает за реальность, это разум и его борьба с телом, с влечением. Стремление изменить «оно»; Контролирует систему движений и органов восприятия.
«Сверх - Я» - принцип нравственных ценностей, совести. Чувство долга, вины, совести.
В отечественной психологии выделяют следующую структуру:
- подструктура темперамента (динамика психической деяятельности)
-подструктура характера (типичные действия в типичных обстоятельствах)
- подструктура способностей человека (насколько быстро и легко он приобретает знания)
-подструктура саморегуляции (как человек управляет своим поведением и деятельностью)
-подструктура психических процессов (как человек познает мир и как к нему относится)
- подструктура психических состояний (повышенный\пониженный тонус)
-подструктура природных свойств личности (физическая привлекательность, тип конституции тел)
Теория личности :
1) Психоанализ- активность личности провоцирует инстинкты (Фрейд)
2) Бихевиоризм. Личность – совокупность мышечных, вегетативных, словесных рекций на внешнюю среду.
3) Гештальт – психология. Целостность личности.
4) Гуманистическая психология. – Все люди по – натуре добрые. Личность стремится к самореализации.
5) Экзестенциальная . каждая личность имеет проблемы (жизнь\смерть, любовь\одиночество, смысл\абсурд, свобода\детерминизм)