Предмет и принципы общей психологии.
Общая психология
Предмет и принципы общей психологии.
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах развития психики. Как наука психология изучает 3 группы психических явлений : психические процессы (ощущение, восприятие, память, воображаение), психические состояния( настроение, утомление, стресс) и индивидуально – психологические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребности). В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления. Остановимся более подробно на том, что включают данные понятия. Психика - высшее свойство мозга, которое заключается в отображении внешнего мира.
-психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет нервную систему, нервные узлы. - главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. - получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения.
Предметом психологии являются как психика и психические явления одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений. Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные.
Особенность психологии, определяющая ее трудности, — это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: изучение механизмов психических явлений и процессов; анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
Принципы и методы общей психологии.
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Методология – система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности. Основой метод-ии является философия.
Метод – способ получения фактов о проявлении психики, отвечающие методологическим принципам.
Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Наблюдение становится методом в психологии только в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. – это метод научного исследования, который заключается в поаномерном целеноправленном восприятии внешних проявлений психики в разных условиях. Элементы: наличие гипотезы, описание наблюдения, объяснение, четкий план действий, эксперимент.
Эксперимент – осуществляется через наблюдение за поведением людей, в управляемых и контролируемых исследователем условиях. Выделяют Лабораторный и естественный эксперимент. Лаборт. Проходит в лабораторных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяется инструкцией, испытуемый знает ,что его испытуют. Естественный проводится в обычных условиях: работа, дом, учеба, общение, игра. Испытумый не знает об эксперименте.
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях, в процессе личного общения, по специально составленной программе.
Анкета – Письменный самоотчет испытуемых.
Тест – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
Структура личности.
Фрейд выделил следующие компоненты структуры: «Оно», «Я», «Сверх - Я».
«Оно», определяется стремлением к удовлетворению, вызванное половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия. Трудно управляемая человеком, так как она диктуется бессознательной сферой психики.
«Я» отвечает за реальность, это разум и его борьба с телом, с влечением. Стремление изменить «оно»; Контролирует систему движений и органов восприятия.
«Сверх - Я» - принцип нравственных ценностей, совести. Чувство долга, вины, совести.
В отечественной психологии выделяют следующую структуру:
- подструктура темперамента (динамика психической деяятельности)
-подструктура характера (типичные действия в типичных обстоятельствах)
- подструктура способностей человека (насколько быстро и легко он приобретает знания)
-подструктура саморегуляции (как человек управляет своим поведением и деятельностью)
-подструктура психических процессов (как человек познает мир и как к нему относится)
- подструктура психических состояний (повышенный\пониженный тонус)
-подструктура природных свойств личности (физическая привлекательность, тип конституции тел)
Теория личности :
1) Психоанализ- активность личности провоцирует инстинкты (Фрейд)
2) Бихевиоризм. Личность – совокупность мышечных, вегетативных, словесных рекций на внешнюю среду.
3) Гештальт – психология. Целостность личности.
4) Гуманистическая психология. – Все люди по – натуре добрые. Личность стремится к самореализации.
5) Экзестенциальная . каждая личность имеет проблемы (жизнь\смерть, любовь\одиночество, смысл\абсурд, свобода\детерминизм)
Задатки и способности
Задатки – природные предпосылки способностей. Задаток – это строение мозга, органы чувств и движения, особенности нервной системы.
Задатки – врожденные возможности развития морфологических и анатомо – физиологических и психологических свойств индивида. К задаткам относят: типологические свойства НС, уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, варианты строения коры головного мозга.
Задаткиимеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей.Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.
Уровни способностей.
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития. Таким образом выделяют:
1) Одаренность - Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности.
2) Талант - Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности
3) Гениальность – высшая ступень талантливости. Способность создавать что – то принципиально новое в общественной жизни, науке, литературе и тд. Продукты творчества гениального человека становятся необходимыми в данной отрасли.
Воображение, его виды.
Воображение – это психический процесс, выражающийся в умении строить новые образы. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего –то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало.
Воображение вносит свой вклад во все сферы психической деятельности: познавательную, эмоциональную, волевую. Оно расширяет возможности мышления, часто опирающегося при решении задач на воображаемые образы. Яркие образы воображения порождают разнообразные чувства и переживания. Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере, преобразуя действительность, отклоняется от нее, при этом учитывает ее существенные стороны.
Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, необходимо ее сначала преобразовать мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение может быть только у человека, который реально преобразует действительность, только у человека развивается подлинное воображение.
Виды:
По степени активности и осознанности создания новых образцов выделяют: непроизвольное (пассивное), произвольное ( активное) воображение.
Непроизвольное возникает под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. (грезы, галюки, сон)
Галлюцинации – фантастические видения, не имеющие связи с окружающей человека действительностью. Результат псих. Или физич. Заболеваний
Грезы – псих состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желание.
Произвольное характеризуется осознанием не только целей, но и мотивов деятельности. Разделяется по степени уникальности на воссоздающее и творческое.
Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек создает образы новые для него, но объективно они уже существуют (рассматривая карту, создаем образ)
Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, которое реализуется в оригинальных продуктах деятельности.
Выделяют особую форму воображения – мечта. Мечта от грез отличается тем, что она более реалистична и в большей мере связана с действительностью, то есть может быть осуществима. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Из стимула к действию мечта также может переродиться в пустую мечтательность или фантазию.
Виды и свойства внимания
Выделяют следующие основные функции внимания: обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности; активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.
Говоря о различных видах внимания, следует отметить, что существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств — например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.
По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).
По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия.
Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека.
Второй вид внимания — произвольное (его еще называют «активным») — контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так, продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.
Свойства внимания:
1) Интенсивность внимания есть степень ясности и отчетливости отражения содержания объектов и явлений, находящихся в фокусе сознания.
2) Концентрация – степень сосредоточения сознания на объекте. Степень сосредоточения внимания и объем связаны обратной зависимостью – увеличение объема приводит к уменьшению степени.
3) Направленность характеризует объекты и явления, удерживаемые в поле сознания.
4) Объем близок к объему кратковременной памяти и составляет 7-9 элементов
5) Распределение предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения нескольких заданий.
Свойства внимания как процесса:
- колебания, обусловлено утомляемостью рецепторов, непрерывной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
- отвлечение – непроизвольное изменение направленности
- переключение – перенос направленности с одного на другое
- подвижность – быстрое изменение направленности, степени, объема.
- распределение – возможность направленности внимания сразу на несколько объектов
- сдвиги – непроизвольные изменения объема
- устойчивость – длительность выполнения заданий, требующие непрерывного внимания
Формы протекания эмоций
Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их хранению или устранению.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Стресс – эмоциональное напряжение в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Фрустрация – состояние, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять агрессию, подавленность.
Страсть — чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Аффект — интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой состоянии вялости, подавленности и депрессии.
Высшие чувства
Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами. Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эстетические и интеллектуальные.
+Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.
Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные социальные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.
К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
+Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.
Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики. Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: общественная жизнь человека, природа, искусство в широком смысле слова. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физиологическое состояние человека, отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»).
Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.
Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н. В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.
Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.
+Интеллектуальными, или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Волевые качества личности
Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.
Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.
Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.
Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.
Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.
Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.
Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство — это неразумная воля.
Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.
Итак, в понятии "воля" отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л. С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи.
Общая психология
Предмет и принципы общей психологии.
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах развития психики. Как наука психология изучает 3 группы психических явлений : психические процессы (ощущение, восприятие, память, воображаение), психические состояния( настроение, утомление, стресс) и индивидуально – психологические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребности). В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления. Остановимся более подробно на том, что включают данные понятия. Психика - высшее свойство мозга, которое заключается в отображении внешнего мира.
-психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет нервную систему, нервные узлы. - главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. - получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения.
Предметом психологии являются как психика и психические явления одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений. Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные.
Особенность психологии, определяющая ее трудности, — это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: изучение механизмов психических явлений и процессов; анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;