Методики развития восприятия для детей
«Назови предметы»
Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.
Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.
«Что забыл нарисовать художник?»
Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной
существенной детали. Секундомер.
Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.
«Чей это звук?»
Игра развивает:
§ слуховое восприятие;
§ способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).
Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.
Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.
Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.
Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.
«Угадай по запаху»
Задачи игры:
§ развитие обоняния как формы восприятия;
§ закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).
Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.
Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.
Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.
Помоги зайчику добраться до морковки»
Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.
На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.
Извилистая дорожка»
Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать кривую линию.
На рисунке изображен мальчик на велосипеде, дорожка и дом. Ребенку предлагается «проехать» по дорожке к дому. Задача ребенка провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки.
3. «Обведи рисунок».
Цель: развитие мелкой моторики, умение обводить рисунок по контуру.
Ребенок должен обвести изображенную фигуру по контуру, при этом обводная линия должна быть как можно ровнее. Для обведения можно предложить следующие рисунки: птичка, машинка, дед мороз и т.д.
4. «Сделай картинку».
Цель: учить видеть форму в предмете, зрительно соотносить форму предмета с образцом.
Оборудование: картинка с изображением домика из двух частей (квадрата и треугольника) и озера (круг). Вырезанные из картона соответствующие геометрические фигуры.
Ход игры. Педагог кладет перед ребенком первую картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем просит ребенка сделать такую же картинку из геометрических фигур.