Находите в этом удовольствие

Быть готовым отказаться от того, что ты любишь, чтобы сосредоточиться на том, что оказывает наибольшее воздействие на твою жизнь, нелегко. Но чем раньше вы этим займетесь, тем скорее сможете посвятить себя наиболее важному делу.

Недавно я читал статью о женщине, которая легко усвоила этот урок. Ее имя Эшли Мартин. 30 августа 2000 года она стала первой женщиной, которая забила гол во время игры в американский футбол в первой лиге колледжей США. Эшли была нападающим в команде из Джексонвилла (штат Алабама).

Она всегда была хорошей спортсменкой. Занимаясь еще на первом курсе Шарпсбургского университета, штат Джорджия, она занималась одновременно пятью видами спорта: футболом, баскетболом, софтболом, велосипедом и американским футболом (где на ее счету было 85 голов). Любимым видом спорта был футбол. Насколько хорошо ей это удавалось? Менеджер ее команды называла ее №1. Благодаря этому она получила предложение от команды по американскому футболу из колледжа города Джексонвилла.

Когда тренер этой команды Джек Кроув увидел, как она бьет по цели просто ради удовольствия — уже после тренировок в футбольной секции, — он пригласил Эшли попробовать играть у него. Она с успехом забила 20 мячей из 22 попыток и получила место нападающего.

Но в спортивном сезоне 2001 года Эшли заявила, что не будет играть в американский футбол, хотя любила его и хотела играть дальше. Почему? Потому что обычный футбол был для нее важнее. Ее тренер по этому виду спорта, Лиза Хоув, сказала так: «Мы поговорили о ее целях... И я сказала ей, что когда речь идет о приоритетах, то нужно сделать выбор, потому что невозможно найти достаточно времени и энергии, чтобы делать все сразу».

Эшли согласилась. «Для меня правильным выбором было сосредоточиться на чем-то одном и начать упорно работать над этим, — сказала она. — Думаю, это то, что мне нужно». К тому времени она была уже самым результативным игроком своей команды. Нечего и говорить о том, насколько далеко она продвинулась, решив сосредоточить внимание только на одном виде спорта. То же справедливо и для вас — если вы научитесь высвобождать потенциал сосредоточенного мышления.

ВОПРОС НА РАЗМЫШЛЕНИЕ   Стараюсь ли я устранить отвлекающие моменты и ментальньий беспорядок, чтобы со всей определенностью сосредоточиться на реальной задаче?  

ПРИВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ

СОСРЕДОТОЧЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

1. Оцените себя как сосредоточенно мыслящего человека по шкале от 1 до 10, где 1 — человек с рассеянным мышлением, а 10 — человек с сосредоточенным мышлением.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Чем ниже число, тем больше времени вам понадобится, чтобы достичь сосредоточенности мышления.

2. Возьмите календарь и отметьте в нем время, которое вы выделяете на размышления. В идеале его необходимо выделять каждый день, но можно выделить и достаточно времени раз в неделю. Помните: чтобы добиться эффективности, вы должны устранить все отвлекающие моменты, нежелательные перерывы и быть способным сосредоточиться. Относитесь к этому занятию со всей серьезностью.

3. Как правило, за всю жизнь нам предстоит принять лишь несколько наиболее важных решений и принять участие лишь в нескольких наиболее важных событиях. Сосредоточенное мышление может помочь вам значительно усилить свое влияние на исход этих событий и улучшить качество принимаемых решений. Определите, какие из предстоящих вам решений являются наиболее важными, а затем посвятите немного времени размышлениям, отмеченньтм в графике, и их решению.

4. Если у вас нет целей или ваши цели не совпадают с мечтами, — значит, время, отведенное вами на сосредоточенное мышление, используется неправильно. В таком случае уделите на этой неделе больше размышлениям, рассмотрению и записи ваших текущих мыслей.

НАВЫК 3

ОТКРЫТИЕ РАДОСТИ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Радость — в творчестве, а не в сохранении спокойствия.

Винс ЛОМБАРДИ,

ФУТБОЛЬНЫЙ ТРЕНЕР

КАК ОНИ МЫСЛИЛИ?

Вопрос: «Если бы вам представилась возможность жить вечно, вы жили бы вечно и почему?»

Ответ: «Я не жила бы вечно потому, что мы не можем жить вечно, потому, что если бы предполагалось, что мы будем жить вечно, тогда мы могли бы жить вечно, но мы не можем жить вечно — вот почему я не жила бы вечно».

Мисс США 1994 года

Когда я в 18 лет поступил в колледж, одним из моих любимых классов был кабинет психологии под номером 101. Я находил эту дисциплину весьма любопытной. Я любил людей, и мне было интересно узнать как можно больше о том, что выводит их из равновесия. Преподаватель хотел, чтобы мы как можно больше узнали как о себе, так и о других людях, поэтому с нами постоянно проводили тесты, забивали нам головы краткими биографическими очерками о выдающихся личностях и заставляли отвечать на вопросы по анкетам на самооценку. Я отчетливо помню, как заполнял в течение нескольких недель анкету, определявшую мои различные природные таланты. Не помню точно, в какой области у меня оказалось больше всего очков, но точно помню самую слабую сторону — творчество.

Такой результат теста, возможно, не обеспокоил бы многих других в этом классе, но меня он просто сокрушил. Я не только ценил творчество и жаждал творить сам, но знал, что оно необходимо для избранной мною профессии. Я учился, чтобы пойти по духовной стезе. А это означало, что мне предстояло много часов еженедельно проводить за письменным столом и выступать перед аудиторией по крайней мере два-три раза в неделю (а иногда и больше) в течение следующих четырех десятилетий. Как бы вы себя чувствовали, если бы вам пришлось слушать чуждую творчества личность, выступающую перед вами каждую неделю в течение всей вашей жизни? Поистине мрачная перспектива!

ПОИЩИТЕ ИДЕИ

Что мне оставалось делать? Замену выбранной мною карьеры на другую я не рассматривал даже как вариант. Я взял на себя обязательство стать пастором; нельзя повернуться спиной к тому, что считаешь Богом данным призванием. «Если у меня нет врожденной способности, чтобы самому подняться до творческих мыслей, подумал я, — то я буду добывать эти творческие мысли у других». Я знал, что смогу стать собирателем мыслей с большей легкостью, чем их создателем. В конце концов, разве великий изобретатель Томас Эдисон не утверждал, что «самобытность — это тщательно скрытый источник заимствований».

С тех пор каждый день в течение трех с половиной десятилетий я читал великие книги, собирал великие мысли и составлял тематическую картотеку. И когда мне нужна была какая-нибудь цитата, история, статья по той или иной теме, я заглядывал в свою картотеку и находил там все, что необходимо.

Самобытность — это тщательно скрытый источник заимсТВований. ТомАс Эдисон

Такая привычка хорошо служила мне как писателю и оратору. Как говорила писательница Розабет Мосс Кантер, «чтобы всегда идти вперед, нужно, чтобы вас, паря на крыльях, все время ожидала следующая идея». И я никогда не упускал парящих на крыльях идей, или, как в моем случае, ожидающих в картотеке. Но мне открылось и нечто большее: будучи человеком, который постоянно ищет творческие идеи, я и сам научился творчески мыслить.

ЧИСТОЕ ЗОЛОТО

Не нужно быть писателем, пастором или профессиональным оратором, чтобы основной ценностью считать творчество. Аннет Мозер-Уэлман, автор книги «Пять лиц гения», утверждает: «Самым ценным ресурсом, который вы привлекаете к своей работе и бизнесу, является творчество. Гораздо большее значение, чем то, что вы должны сделать, чем та роль, которую вы играете, чем ваш титул, чем ваш результат, имеют ваши идеи». Творчество — это чистое золото, независимо от того, чем вы занимаетесь ради хлеба насущного.

Несмотря на важность способности человека творчески мыслить, похоже, очень немногие люди обладают этим навыком в избытке. Писатель Скипп Росс описывает эту проблему в своей книге «Скажи «да» своим потенциальным возможностям»:

Исследование, выявляющее уровень творческих способностей людей разного возраста, показало, что высокий уровень развития творческих способностей в возрасте 40 лет имели 2 процента мужчин и женщин, в возрасте 35 и 30 лет — тоже 2 процента. Увеличение числа людей, обладающих высоким уровнем развития творческих способностей, начинается только с семилетнего возраста — 10 процентов. А среди пятилетних детей творческими способностями обладали 90 процентов! В диапазоне между пятью и семью годами 80 процентов творческих детей начинают думать, что не обладают такими данными, а в итоге вырабатывается соответствующая позиция: люди начинают отрицать эту исключительную, Богом данную способность.

Я не знаю, почему столь многие люди утрачивают свои творческие способности, но знаю, что это не должно быть неизбежным. Пабло Пикассо считал, что «каждый ребенок — художник; проблема в том, как сохранить в нем художника после того, как он вырастет».

КаждыЙ ребенок - художник; проблема в том, как сохранить в нем художника после того, как он вырастет. ПАБло ПикАссо

Если вы не в такой степени творческая личность, как вам хотелось бы, то можете изменить свой образ мышления, как это сделал я. Творческое мышление не всегда бывает прирожденным качеством, В сущности, я думаю, что люди мистифицируют прирожденную способность мыслить. Чаще всего творческое мышление — это умение компоновать мысли других по ходу дела. Даже великие художники, которых мы считаем необычайно одаренными от природы, учились у мастеров, основывали свои работы на том, что уже было сделано другими, и в основном сводили вместе массу идей и художественных манер, создавая в результате собственное, глубоко самобытное творение. Если вы начнете изучать историю изобразительного искусства, то увидите нити, проходящие через работы всех художников, и их направления, объединяющие их с другими художниками, которые жили задолго до них.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ

МЫСЛИТЕЛЕЙ

Вы считаете себя истинно творческой личностью? Если исследование Скиппа Росса является точным, то, вероятнее всего, нет. Возможно, вы даже не совсем понимаете, что я имею в виду, когда задаю этот вопрос. Позвольте привести некоторые из моих наблюдений. Рассмотрим ряд общих для творческих мыслителей особенностей.

Наши рекомендации