Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Диагностика детей 4-5 года (сентябрь-май) | |||
сферы | сентябрь | май | |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Соблюдение правил поведения в общественных местах 2.Понимать социальную оценку поступков сверстников 3.Значение слов обозначающих эмоциональное состояние 4.Понимает роль в игре со сверстниками 5.Готовит и убирает своё рабочее место | ||
Познавательное развитие | 1.1.Ф.И. ребёнка 2.Ориентируется в пространстве 3.Сравнивает количество предметов в группах 4.Счёт до 5 5.Геометрические фигуры 6.Умеет группировать предметы по цвету, величине, форме. Сравнивать. 7.Части суток 8.Времена года | ||
Речевое развитие | 1.Рассказывает о содержании сюжетной картинки 2.Поддерживает беседу 3.Использует все части речи |
Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
С 3 – 4 лет ребёнок:
· Должен уметь пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными.
· Должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше».
· Должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий».
· Должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий».
· Должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать слова «толстый», «тонкий».
· Должен уметь определять равенство и неравенство предметов.
· Должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы.
· Выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; жёлтый мячик; маленького зайчика»);
· Знать названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей;
· Употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
· Прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
· Наречия (близко-далеко, низко-высоко, быстро-медленно, темно-светло);
· Уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картинке (2-4 предложения);
· Уметь отвечать на вопросы взрослого.
· Различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.
· Различать некоторые фрукты и овощи.
· Знать и называть шесть основных цветов, красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный.
· Различать части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
· Знать названия и назначения некоторых предметов.
· Пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев.
· Знать свои имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей.
С 4 – 5 лет ребёнок:
· Считать в пределах 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
· Сравнивать две группы предметов, используя счёт.
· Сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними.
· Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
· Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, вверх, низ).
· Знать правую и левую руку.
· Правильно произносить все звуки родного языка.
· Использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
· Составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
· Понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
· Правильно называть существительные в единственном и множественном числе.
· Правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над, и т.д.
· Пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
· Знать, как зовут родителей.
· Уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются.
· Называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды.
· Знать названия некоторых профессий.
· Знать и уметь находить в окружающей обстановке девять цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, чёрный, голубой, розовый.
· Знать и уметь рассказывать несколько сказок.
· Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зелёный сигнал светофора.
Литература
1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.
3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).