Работа над понимание конкретных значений причинно-следственных связей и возможно скрытого смысла.

Работа над переносным значением (пословицы, поговорки)

Работа над интонационной стороной речи происходит на всех этапах.

И представляет собой уточнение наблюдаемых явлений и связанных с ними эмоций.

1. Система работы по коррекции звукопроизношения (дислалия, ринолалия, дизартрия + ЗПР)

Подготовительный этап:

- учить отличать своё неправильное произношение от правильного произношения окружающих, что необходимо для осуществления звукового самоконтроля на этапе постановки;

- начинать учить элементарные формы языкового анализа и синтеза

ü Наличие / отсутствие звука в слове;

ü Определение местоположения звука (начало, середина, конец слова) для возможности этапа автоматизации

II при дизартрии: искусственная и локальная гипо (понижение), гипер (повышение) и контрастотермия (воздействие температур) дизартрия + ДЦП или гиперкинезы, спастика.

Метод, разработанный Семеновой, Виноградовой, Панченко.

Для устранения или сглаживания гиперкинезов и спастики (повышение мышечного тонуса).

А так же, таким образом сглаживаются и остальные симптомы дизартрии.

После такой процедуры, ребёнок в течении 2-6 часов должен попасть на логопедическое занятие.

III этап. Массаж

Для нормализации мышечного тонуса, стимулирующий – при гипотонии, расслабляющий при спастике:

- классически дифференцированный массаж;

- зондовый массаж по системе Е.В. Новиковой;

- массаж по биологически активным точкам

IV этап. Артикуляционная гимнастика (для всех)

При дизартрии проводится весь комплекс артикуляционных упражнений, а затем комплексы нарушенной группы звуков.

При дизартрии, после отработки артикуляции губ, языка и воздушной струи осуществляется беззвучная артикуляция, которая контролируется по температуре выдыхаемой воздушной струи.

Верхние звуки – теплая воздушная струя, нижние – холодная воздушная струя.

Специфика при ЗПР.

При ЗПРребёнку трудно удержать несколько линий анализа и потому беззвучная артикуляция проводится также и с дислаликом и алаликом, ринолаликами.

При ЗПР артикуляционная гимнастика проводится перед базовым звуком в группе, а перед всеми остальными звуками повторяется, т.к. самостоятельно установить аналогию и выполнить соответствующие аналогичные действия ребёнок не может.

I способ: по подражанию

Возможны затруднения при ЗПР, связаны с особенностями анализирующего наблюдения, когда необходимо самостоятельно или с помощью логопеда зафиксировать конфигурацию языка и всех его составных частей, губ, положения зубов, характер воздушной струи. Всё это запомнить и воспроизводя каждый раз последующий элемент не терять предыдущий.

II способ: с механической помощью (пальцы, зондозаменители, зонды)

Данный способ в чистом виде применяется только к тем детям, которые по тем или иным причинам не способен к самоконтролю зрительному, слуховому, кинестетическому из-за трудности анализирующего наблюдения при выраженной у.о., из-за нарушения внимания при СДВГ и любых вариантов дизонтогенеза сочетающихся с СДВГ.

III способ: смешанный

При выборе одновременно отработанных звуков учитывается, что ребёнок с ЗПР прежде всего ориентируется на сходство и форму выполнения движения не задумываясь над их тонкими дифференцированными признаками, которые и создают новую артикуляцию.

Этапавтоматизация

На этом этапе при ЗПР возникают сложности с видами работ сопряжёнными с анализирующим наблюдением, содержанием предметных и сюжетных картинок и с пониманием причинно-следственных связей лежащих в их основе.

Выяснение чего по совокупности удлиняет процесс коррекционной работы.

Этап дифференциации артикуляционно-акустически сходных звуков в устном плане.

При дизартрии параллельно происходит работа над интонационной стороной речи:

- мелодика;

- темп;

- тембр;

- ритм;

- логическое ударение

При воспроизведении мелодики, возникающие сложности обусловлены не только тоническим нарушением при дизартрии, но и сложности анализа, окружающей ребёнка действительности, которая соотноситься не может отражаться адекватно в виде!!!побуждения и коннотации.

При восприятии логического ударения ребёнку с дизартрией тяжело повысить голос из-за паратичного голосообразования и дыхательных мышц, а при ЗПР дополнительно возникают сложности правильного понимания обращённой речи, т.е. того смыслового компонента, который от него ждут в качестве ответа и при соотнесении смыслового ядра из имеющийся у ребёнка информации, которую и нужно оформить в виде ответа с логическим ударением.



Наши рекомендации