Психическое развитие в преддошкольном возрасте.
По З. Фрейду данный период рассматривается как анальная стадия псхосексуального развития. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», она научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На данной стадии начинает формироваться «Сверх – Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формируются на этой стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытость, агрессивность.
Эриксон определяет этот возраст как период самостоятельности. Ребенок развивается самостоятельно на основе развития моторных и психологических способностей. Ребенок осваивае различные движения, учится ходить, лазить, открывать и закрывать, бросать, отпускать. Малыш наслаждается и гордится своими новыми способностями поэтому старается все делать сам.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок – предмет – взрослый. В этом возрасте ребенок полностью поглощён предметом.
Ведущий вид деятельности – предметно – манипулятивная игра. Предметная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
В этом возрасте идет формирование речи. Слово выступает как орудие, которое он использует гораздо чаще чем другие. Важность слова в освоении предметной деятельности определяет сензитивность раннего возраста к развитию речи. Основное новообразование – открытие самосознания. Все новообразования связаны с развитием ведущего вида деятельности, развитием восприятия, интеллекта и речи.
Развитие эмоционально – потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием.Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себяв зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка- осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.
Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
Физическое развитие. Ребенок стремительно набирает в росте и весе и значительно совершенствует многие навыки и умения. Главным достижением явлется ходьба.
Умственное развитие. Чувственно – двигательная активность. В процесее усложнения двигательных реакций и развития способностей восприятия значительно обогащается мышление. В данный период закладывается основа для изучения языка, развития навыков устной речи. Словарный запас в 3 года = 900 – 1000 слов.
Значение игровой деятельности. Эльконин отмечал, что игрушки играют большую роль. Игрушки – предмет, моделирующий какой – либо предмет взрослого мира. Игра с предметом выступает как шаг в освоении того, что один и тот же предмет может выполнять разные функции. Это способствует развитию воображения На первых этапах игры ребенок воспроизводит последовательность действий взрослого.
Развитие личности:
1) Идет формирование привязанностей
2) Возникновение и развитие эмпатии
3) Потребность в достижении успехов
4) Развитие особенностей темперамента, характера
5) Возникновение самосознания
Развитие самосознания:
1) Ребенок овладевает собственным телом, возникают произвольные движения
2) Ребенок радуется своим двигательным возможностям
3) Познание ребенка себя как субъекта, стремление к самостоятельности ( я сам!)
4) Ребенок называет себя по имени и употребляет личные местоимения в речи