Психическое развитие в младенчестве
Возрастная психология
Психическое развитие в дошкольном возрасте
3-7 лет. Происходит окостенение скелета, увеличение мышечной массы. Наблюдается значительное снижение порогов слуховой, зрительной, двигательной чувствительности. Лучше запоминаются наглядные образы. Происходит переход от совместной деятельности к самостоятельной. Осознание собственных поступков. Появляется чувство товарищества, ва успехи в учении оцениваются как критерии успешного вхождения в коллектив.
Основной вид деятельности – ролевая игра. Это деятельность ребенка, взявшего на себя функции взрослого в специально созданных игровых условиях, направленная на имитацию взаимоотношений и деятельности взрослых.
Сюжетно – ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дошкольники познают соотношение прав обязанностей, учатся согласовывать свои действия, привыкают к дисциплине, самостоятельности, самоограничению, подчинению правилам. В игре развивается мышление, речь, воспроизводятся действия взрослых.
Продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. При этом у детей наблюдается стремление достичь нужного результата. Формирование эстетических переживаний и творческих способностей.
Интеллектуальное развитие. Возраст почемучек. Дети научаются решению задач наглядно – действенным, наглядно – образным и словесно – логическим способом. Возникновение познавательных задач направленных на получение знаний.
Развитие эмоционально – волевой сферы. Происходит отделение себя от взрослого. Действия осуществляются в соответствии с общественными нормами. Развивается самооценка, что хорошо, а что плохо. Формирование иерархической системы мотивов (переход от хочу к надо). Нужно отметить неумение детей к самостоятельному постановлению цели, их неустойчивость.
Психология зрелого возраста
Для зрелости характерно: стремление к наиболее полной самореализации вразличных сфера (работа, семья, творчество). Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни.
Согласно Эриксону, оснавная проблема в развитии – переход к генератовности против поглощенности собой. Генеративность – способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений и устройством мира.
Опасность развития – глубокое чувство застоя и обеденения личной жизни. Это приходиводит к тому, что люди начинают баловать себя, потворствовать своим желаниям. Иногда это приводит к ранней инвалидности.
Так же появляются пролблемы доверия, автономии, инициативности, умелости, интимности.
Задачи развития: достижение зрелой гражданской и социальной ответсвенности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, выбор подходящего проведения досугов, принятие физиологических перемен середины жизни, приспособление к взаимодействию со страеющими родителями.
Познавательные способности имеют неоднозначную динамику. То есть нарастание продуктивности одних функций и понижение работоспособности других.
Профессиональная деятельность характеризуется повышением компетентности и карьерным ростом.
Кризис 30-35 лет. Обусловлен физиологическими изменениями, осознанием уходяей молодости. Изменения в самосознании связаны с переоценкой значимости других людй, принятых семейных обязательств, обстоятельств и условий осуществления индивидуаольной судьбы.
Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни.
Выход на пенсию. Для многих – трудная ступень в жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно понять, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы.
Зрелость – отрезок жизненного пути, характеризующийся расцветом, наивысшем развитием интеллектуальных способностей и личности человека.
Психология старости
Старость (после 65) это время серьезных жизненных перемен. Этот период жизни характеризуется ухудшением здоровья, выходом на пенстю и снижением ритма жизни.
1. Предстарческий период (60-69)
2. Старческий(70-79) проблемы со здоровьем.
3. Позднестарческий (80-89) Лядям трудно приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним. В этом возрасте большинство людей не в состоянии поддерживать социальные и культурные контакты без посторонней помощи.
4. Дряхлость(90 и более)
5 типов приспособления к старости
1) Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, удовлетворен контактами с окружающими; критичен в отношении самого себя, полон юмора и терпимости, принимает старость как завершение профессиональной карьеры, а смерть – как естественное явление, оптимистически относится к жизни.
2) Установка зависимости. Человек проявляет пассивность и зависимость от других. Высокие жизненные устремления отсутствуют, профессиональная деятельность легко завершается. Человек не страдает от эмоциональной неуравновешенности и стрессов, так как семейная среда обеспечивает чувство безопасности..
3) Защитная установка. Эта установка характерна для людей, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни для них значит больше чем внутренняя. Они подвержены страху смерти, но маскируют свою беспомощность перед ней усилием внешней деятельности.
4) Установка враждебности, направленная на самого себя характерна для людей, избегающих воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они пассивно принимают удары судьбы, смерть воспринимается ими как освобождение от страданий. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является у них поводом для депрессии и острой жалости к себе
5) Установка враждебности присуща агрессивным, мнительным, вспыльчивым старикам, которые предъявляют массу претензий к своему окружению. Они не смогут смириться с фактом старости, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
Основной параметр развития, который определяет особенности старческого возраста, по мнению Эриксона Эго-интеграция против отчаяния. Это итог всех стадий приспособление . Это ощущение цельности и осмысленности жизни. Возникает оно у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворение.
Интегративность предполагает накопление уверенности, особое восприятие мира и переживание своего жизненного опыта, при котором все имеет свой порядок и дух, восприятие жизни как личной ответственности, чувство дружеской связи с людьми разных времен и профессий, пересмотр и переоценку своего я.
Задачи развития в пожилом возрасте (хейвигхерст)
1) Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья
2) К выходу на пенсию и снижению доходов
3) К смерти супруга
4) Установка прочных связей со своей возрастной группой
5) Выполнение социальных и гражданских обязательств
6) Обеспечение удовлетворенных жизненных условий
Познавательная деятельность изменяется.. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Снижение скорости и пластичности познавательных процессов. Развивается мудрость. Мудрость – экспериментная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы, включая смысл жизни и положение дел конкретного человека.
Крайние проявления интеллектуального упадка – старческие деменции. Деменция(приобретенное слабоумие) – комплекс нарушений, включающей дефекты познания, прогрессирующую амнезию, изменения личности, которые часто связывают со старческим возрастом.
Преддошкольник
См № 2
Оральная стадия
В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально - зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:
ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
постоянно требует одобрения,
чрезмерно зависим и доверчив,
испытывает потребность в поддержке и принятии,
жизненная пассивность.
В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.
Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.
Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.
Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
Фаллическая стадия.
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
Латентная стадия
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго.
Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления. \
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
Генитальная стадия
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.
Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.
16 Стадии когнитивного развития Ж Пиаже.
СТАДИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Сенсомоторная (от рождения до 2 лет) | Отличает себя от предметов. Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно; например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку движение, или трясет погремушку, чтобы пошуметь. |
2. Дооперациональная (2-7 лет) | Учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах. Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других. Классифицирует объекты по одному признаку: например, группирует вместе все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки независимо от цвета. |
3. Конкретных операций (7-11 лет) | Может мыслить логически об объектах и событиях. Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет). Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. |
4. Формальных операций (11 лет и более) | Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим. |
Возраст указан в среднем. Он может значительно варьироваться в зависимости от интеллекта, культурного фона и социоэкономических факторов, но порядок их следования предполагается одинаковым у всех детей. Здесь дана только общая характеристика стадий, а в каждой из них Пиаже описал ряд более детальных подстадий. |
17. Стадии нравственного развития Л. Кольберга.
Моральное развитие детей осуществляется по определенным стадиям. Каждая стадия характеризуется качественными различиями. Стадии идут в определенной последовательности, так что ни одна стадия не может быть пропущена , и не существует обратного движения. Качественные особенности стадии – доминирующая характеристика морального развития ребенка в данный период, при этом ребенок может демонстрировать понимание морали соответственно уже пройденным стадиям и порой переходить в своем понимании на следующую, более высокую стадию. Переход ребенка на более высокую стадию невозможен без поощрения, обучения и практики. Более того, дети склонны задействовать высшую из достигнутых к настоящему времени стадий.
Уровень 1 – доморальный уровень
Стадия 1 - Ориентация на порицания и поощрения. Сам результат определяет, правильным ли оно было.
Стадия 2 - Простой инструментальный гедонизм – удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим.
Уровень 2 – мораль конвенцональной ролевой конформности
Стадия 3 - Ориентация «хороший мальчик – милая девочка» - что нравится другим, то и хорошо.
Стадия 4 - Мораль долженствования (поддержание закона и порядка, выполнение долга – это хорошо).
Уровень 3 – уровень собственных моральных принципов
Стадия 5 – мораль соглашения и демократического закона (общественные ценности и права человека определяют, что хорошо, а что плохо).
Стадия 6 – мораль, основанная на индивидуальных принципах совести (что хорошо, а что плохо, определяется индивидуальной философией в с соответствии с универсальными принципами).
Критики считали, что Кольберг не учел в своих стадияз различия между мальчиками и девочками, а также культур, где сильна ориентация на мнение группы, а не на развитие индивидуума.
18. Возрастная периодизация по ведущему виду деятельности
Младенческий возраст, 0-1 год. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомотроно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями и восприятиями. Новообразование – формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
Раннее детство, 1-3 года. Ведущая деятельность – предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразование – развитие речи и наглядно-действенного мышления.
Дошкольный возраст, 3-7 лет. Ведущая деятельность – ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает фундаментальными смыслами человеческой деятельности. Новообразование – стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обученю.
Младший школьный возраст, 7-11 лет. ведущая деятельность – учение. Новообразование – произвольность психических явлений, внутренний план, рефлексия.
Подростковый возраст, 11-15 лет. ведущая деятельность – общение в системе общественно полезной деятельности, организационной, трудовой и др. новообразования – формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности.
Старший школьный возраст, 15-17 лет. ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
19. Возрастные кризисы, их психологическая характеристика.
Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. Кризисы различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, травматические и кризисы развития.
Кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.
Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).
Возрастные новообразования,по определению Л.С. Выготского, – новый тип строения личности, ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход его развития в данный период. Возникновение новообразования и составляет содержание психического развития в критическом периоде.
Возрастные кризисы теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов.
Подходы к изучению возрастного кризиса в зарубежной психологии. Э. Эриксон выделяет 8 последовательных стадий развития, называя их кризисами развития. Каждый период определяется через «нуклеарный конфликт, разрешение которого составляет одну из задач Эго». По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в трактовке Эриксона выступает синонимом понятия «сензитивный период».
Левинсон Д. рассматривает развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется последовательным достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи развития на этом этапе представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности - предметом поиска.
По мнению Ж. Пиаже, ребенок действует в соответствии с некоторой интеллектуальной структурой. Пока нет противоречия между его представлениями и опытом, в фокусе его внимания остаются сами объекты действия и происходящие с ними изменения. Как только противоречие обнаружено, для его преодоления необходимо обратиться к самим действиям. Выявление собственной логической структуры является необходимым условием ее реорганизации. Т.о., необходимо выявление этапа, на котором сам тип рассуждения должен стать предметом рефлексии.
20) Социальная ситуация развития подростков
Подростковый возраст длится в среднем с 10 -11 лет до 14 -15. В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. В основном подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства.
Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Однако, психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития.
Основное новообразование этого возраста - чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии младшего школьника (произвольность поведения, рефлексия). Чувство взрослости проявляется в новом уровне притязаний, предвосхищающих положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.
21) Познавательная сфера подростков
Восприятие подростка становится более совершенным по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Происходит интеллектуализация процессов восприятия. Подросток способен не просто к целенаправленному восприятию учебной информации, но и одновременно с этим, к размышлению над ней. Значимая информация может быть извлечена только при активном восприятии, когда выделяются определенные связи и зависимости. Педагогу в этой связи необходимо создавать и развивать у подростка установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно-практических заданий любого рода.
Память в подростковом возрасте получает свое дальнейшее развитие. Подростки не просто механически заучивают материал, а стараются его понять и осмыслить. С этой целью используют различные приемы опосредованного запоминания, применение которых становится все более сознательным и намеренным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения. С возрастанием произвольности совершенствуется преднамеренная память. Произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению сложного учебного материла.
Мышление у детей подросткового возраста приобретает качественные изменения. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Возникает потребность в новых способах усвоения знаний, направленных на развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления. Швейцарский психолог Жан Пиаже считал возраст 12,5 лет сензитивным периодом для развития абстрактно-логического мышления. У подростков формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Появляется так называемая «обратимость» мышления, то есть способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Подросток научается оперировать не только такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение, но и абстрагирование и систематизация. Контролируемой и управляемой становится речьподростка.
Воображение в подростковом возрасте получает свое дальнейшее развитие. Большинство учебного материала, сообщаемого подросткам, имеет форму словесных описаний, схем. Создавая новые образы, подросток подключает воссоздающее воображение. Творческое воображение используется подростками в нестандартных проблемных учебных ситуациях, когда нет четких исходных данных и возникает потребность в проявлении оригинальности, нешаблонности, креативности.
Внимание – необходимое условие успешности любой деятельности. Произвольное внимание подростков приобретает устойчивый характер. Расширяется объем внимания, улучшается его концентрация, распределение, переключение. Дальнейшее развитие получает послепроизвольное внимание.
Интересы и склонности подростков. Круг интересов и склонностей подростков с возрастом расширяется.
Известно, что кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными они становятся. Таковыми, например, являются познавательные, художественные, технические и другие интересы. Интересы и склонности имеют достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.
Идеалы и ценностные ориентации.Подростковый возраст – сензитивный период формирования системы оценочных суждений, идеалов и ценностных ориентаций.
Выделяются следующие закономерности формирования идеалов у детей подросткового возраста. Во-первых, у подростков преобладают синтетические идеалы, в которых объединены лучшие качества отдельных людей, что является следствием неумения отделить черту личности от конкретного человека. Во-вторых, подростки обычно связывают свой идеал с той ситуацией, в которой действовал избранный ими герой, а потому не видят возможности следовать его примеру в повседневной жизни. Отсюда увеличивающийся разрыв между «понимаемыми» и «реально действующими» мотивами их поведения и деятельности. В-третьих, по мере взросления подросток ищет идеал в среде известных людей. Количество же идеалов среди конкретных людей уменьшается. В-четвертых, для старшего подросткового возраста характерен сознательный поиск идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности.
22) Познавательная сфера подростков
Восприятие подростка становится более совершенным по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Происходит интеллектуализация процессов восприятия. Подросток способен не просто к целенаправленному восприятию учебной информации, но и одновременно с этим, к размышлению над ней. Значимая информация может быть извлечена только при активном восприятии, когда выделяются определенные связи и зависимости. Педагогу в этой связи необходимо создавать и развивать у подростка установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно-практических заданий любого рода.
Память в подростковом возрасте получает свое дальнейшее развитие. Подростки не просто механически заучивают материал, а стараются его понять и осмыслить. С этой целью используют различные приемы опосредованного запоминания, применение которых становится все более сознательным и намеренным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения. С возрастанием произвольности совершенствуется преднамеренная память. Произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению сложного учебного материла.
Мышление у детей подросткового возраста приобретает качественные изменения. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Возникает потребность в новых способах усвоения знаний, направленных на развитие теоретического, формального, рефлексивного мышления. Швейцарский психолог Жан Пиаже считал возраст 12,5 лет сензитивным периодом для развития абстрактно-логического мышления. У подростков формируется способность размышлять логически об абстрактных, отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Появляется так называемая «обратимость» мышления, то есть способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Подросток научается оперировать не только такими мыслительными операциями как анализ, синтез, обобщение, но и абстрагирование и систематизация. Контролируемой и управляемой становится речьподростка.
Воображение в подростковом возрасте получает свое дальнейшее развитие. Большинство учебного материала, сообщаемого подросткам, имеет форму словесных описаний, схем. Создавая новые образы, подросток подключает воссоздающее воображение. Творческое воображение используется подростками в нестандартных проблемных учебных ситуациях, когда нет четких исходных данных и возникает потребность в проявлении оригинальности, нешаблонности, креативности.
Внимание – необходимое условие успешности любой деятельности. Произвольное внимание подростков приобретает устойчивый характер. Расширяется объем внимания, улучшается его концентрация, распределение, переключение. Дальнейшее развитие получает послепроизвольное внимание.
Интересы и склонности подростков. Круг интересов и склонностей подростков с возрастом расширяется.
Известно, что кризис подросткового возраста протекает значительно легче, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы или какие либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными они становятся. Таковыми, например, являются познавательные, художественные, технические и другие интересы. Интересы и склонности имеют достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная. Удовлетворение таких интересов связано с постановкой все новых целей. Наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным.
Идеалы и ценностные ориентации.Подростковый возраст – сензитивный период формирования системы оценочных суждений, идеалов и ценностных ориентаций.
Выделяются следующие закономерности формирования идеалов у детей подросткового возраста. Во-первых, у подростков преобладают синтетические идеалы, в которых объединены лучшие качества отдельных людей, что является следствием неумения отделить черту личности от конкретного человека. Во-вторых, подростки обычно связывают свой идеал с той ситуацией, в которой действовал избранный ими герой, а потому не видят возможности следовать его примеру в повседневной жизни. Отсюда увеличивающийся разрыв между «понимаемыми» и «реально действующими» мотивами их поведения и деятельности. В-третьих, по мере взросления подросток ищет идеал в среде известных людей. Количество же идеалов среди конкретных людей уменьшается. В-четве<