Особенности творческого мышления у младших школьников

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников.

Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески мыслить, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них широкого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Важнейший сдвиг в мышлении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего мышления. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Кроме того, исследователями установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, изображать и читать графические изображения. Важно не механическое запоминание, а усвоение учащимися необходимого словарного запаса, т.к. это позволяет формировать и развить у них внутренний план действий. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации.

Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений.

Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. В развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. Именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности.

Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления.

Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма.

С физиологической точки зрения креативность связана с активацией правого полушария мозга, так как большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порождении различных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушарие всегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чем левое.

Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых было выяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активность правого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий. Именно в детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость), хотя способности не теряются.

Кроме того, процесс социализации ребенка может быть сопряжен с нивелированием его уникальности. Оригинальность решения задач снижается. В возрасте 4-х лет оригинальность ответов отмечается у 50% детей, в начале посещения школы число их падает в два раза, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%.

Формирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярко выраженных пика: в возрасте 7-10 лет, второй – в юношеском возрасте. В эти периоды ребенок не останавливается на единственном решении какой-либо задачи, а ищет альтернативные способы и пути решения задач.

Мышление детей в начальной школе носит конкретизированный характер, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение).

Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе. Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией.

Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того, насколько успешно он может планировать свои действия, строить их программу.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Основываясь на этом, нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Поскольку это позволит нацелить педагогическую работу, для создания условий развития креативности младших школьников, что способствует формированию творческой позиции и в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию.

Вывод по первой главе

Резюмируя выше изложенное, можно отметить равнозначность креативности и творческого мышления, которые наравне с интелектом, являются частью мышления человека.

Проведя анализ исследований по изучения креативности, мы пришли к выводу :

· Лучший результат, дают несколько тестов с разными подходами

· При тестировании детей, удобны рисуночные тесты

· Из-за особенностей мышления младших школьников, тестирование необходимо проводить в начальных классах, т.к. раннее выявление склонности к творческому мышлению даст возможность скорректировать учебный процесс.

· Необходимо исследовать и развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.

Наши рекомендации