Ведущие: Алена Князева и Ольга Ильевская.

Курс по выбору

«Бесконфликтное общение».

Ведущие: Алена Князева и Ольга Ильевская.

Цель:знакомство ребят с понятием «бесконфликтного общения».

Задачи: 1) сформировать представление о различных вариантах человеческого общения; 2) познакомить ребят с понятием «конфликт»; 3) развить такие личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность; 4) воспитать уважительное отношения к окружающим людям; 5) сформировать социально одобряемые формы поведения.

Ход:

Ольга- Доброе утро. Меня зовут Ольга, меня Алена.

-Ребята, а вы ссоритесь?

-А как вы чувствуете себя после ссоры?

-Сегодня мы поговорим о том, как жить без ссор. Наш курс по выбору называется «Бесконфликтное общение».

- Как вы думаете, что такое «конфликт»?

-Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Т.е. говоря простыми словами, конфликт - это ссора, которая рождает обиду, ненависть между людьми.

- Ребята, как вы считаете, в чем вред конфликта для человека?

-Вред состоит в следующем:

- Страдает физическое здоровье:

-поражаются нервы,

-сердце,

-сосуды,

-портится настроение,

-ничего не хочется делать.

- Ученые пришли к выводу, что на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук.

-Ребята, а вы знаете такого человека, который никогда не ссорился? Ссоры вырабатывают плохие черты характера. Как вы думаете, какие?

- Это грубость, злость, ненависть, упрямство, сварливость, несдержанность.

-А сейчас представьте себе ситуацию. Разговор двух подружек:

-Ой, привет, где это ты так подстриглась?

-А что, тебе не нравится?

-Так вообще уже давно никто не стрижется – ты выглядишь, как пенсионерка.

-Ты на себя в зеркало посмотри…

-Ребята вам понравилось, как разговаривали между собой подружки? А почему? А как вы бы поговорили друг с другом?

-А вот как сделали девочки:

-Тебе просто не идет эта стрижка.

- Ты на самом деле так считаешь?

- Ну, да. Я же твоя подруга, кто тебе ещё честно скажет?

- А что мне делать?

- Пойдём ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

- Пойдём.

-А здесь девочки поступили правильно?

-В данном случае искренность и готовность пойти на встречу помогли избежать ссоры.

-Ребята, мы с вами поговорили о плохих качествах человека, которые стоят рядом с конфликтом. Давайте заменим их добрыми словами, противоположными по смыслу.

Конфликт – дружба

Грубость - вежливость

Ненависть - любовь

Обман - честность

Злость - добро

-Молодцы! Чтобы нам с вами жить без ссор на первом месте по отношению к людям должны быть слова из второго столбика.

Алена - Давайте теперь рассмотрим, стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях:

Стратегия поведения Характеристика стратегии
Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Практика. Ситуации бесконфликтного общения

Ребята, сейчас вам будут предложены различные ситуации. Нужно найти компромиссное, бесконфликтное решение данных задач. Разыграйте данные ситуации, используя стратегии поведения, которые мы с вами только что разобрали. (Выдаются сценки на карточках)

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация3

Двое учащихся класса обзывали друг друга на перемене, затем начали драться. На уроке драка продолжилась. Все попытки учителя не увенчались успехом. Один из учащихся демонстративно вышел из класса

Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

На родительском собрании родители подняли вопрос об исключении одного из учеников т.к. он, по их мнению, дурно влияет на ребят (обзывает детей, не выполняет требований учителя)

Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

Наша ситуация:

Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться...

- Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов:

Эмпатия.

Доброжелательность.

Часто- 3 балла

От случая к случаю- 2

Редко- 1

Ответы:

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10. Меняю тему…

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Тип «А»- 1, 6, 11

Тип «Б»- 2,7,12

Тип «В»- 3, 8, 13

Тип «Г»- 4, 9, 14

Тип «Д»- 5, 10, 15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти».Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Алена - Подводя итоги нашего занятия, предлагаем выделить пути разрешения конфликта:

Курс по выбору

«Бесконфликтное общение».

Ведущие: Алена Князева и Ольга Ильевская.

Цель:знакомство ребят с понятием «бесконфликтного общения».

Задачи: 1) сформировать представление о различных вариантах человеческого общения; 2) познакомить ребят с понятием «конфликт»; 3) развить такие личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность; 4) воспитать уважительное отношения к окружающим людям; 5) сформировать социально одобряемые формы поведения.

Ход:

Ольга- Доброе утро. Меня зовут Ольга, меня Алена.

-Ребята, а вы ссоритесь?

-А как вы чувствуете себя после ссоры?

-Сегодня мы поговорим о том, как жить без ссор. Наш курс по выбору называется «Бесконфликтное общение».

- Как вы думаете, что такое «конфликт»?

-Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Т.е. говоря простыми словами, конфликт - это ссора, которая рождает обиду, ненависть между людьми.

- Ребята, как вы считаете, в чем вред конфликта для человека?

-Вред состоит в следующем:

- Страдает физическое здоровье:

-поражаются нервы,

-сердце,

-сосуды,

-портится настроение,

-ничего не хочется делать.

- Ученые пришли к выводу, что на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и все валится из рук.

-Ребята, а вы знаете такого человека, который никогда не ссорился? Ссоры вырабатывают плохие черты характера. Как вы думаете, какие?

- Это грубость, злость, ненависть, упрямство, сварливость, несдержанность.

-А сейчас представьте себе ситуацию. Разговор двух подружек:

-Ой, привет, где это ты так подстриглась?

-А что, тебе не нравится?

-Так вообще уже давно никто не стрижется – ты выглядишь, как пенсионерка.

-Ты на себя в зеркало посмотри…

-Ребята вам понравилось, как разговаривали между собой подружки? А почему? А как вы бы поговорили друг с другом?

-А вот как сделали девочки:

-Тебе просто не идет эта стрижка.

- Ты на самом деле так считаешь?

- Ну, да. Я же твоя подруга, кто тебе ещё честно скажет?

- А что мне делать?

- Пойдём ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

- Пойдём.

-А здесь девочки поступили правильно?

-В данном случае искренность и готовность пойти на встречу помогли избежать ссоры.

-Ребята, мы с вами поговорили о плохих качествах человека, которые стоят рядом с конфликтом. Давайте заменим их добрыми словами, противоположными по смыслу.

Конфликт – дружба

Грубость - вежливость

Ненависть - любовь

Обман - честность

Злость - добро

-Молодцы! Чтобы нам с вами жить без ссор на первом месте по отношению к людям должны быть слова из второго столбика.

Алена - Давайте теперь рассмотрим, стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях:

Стратегия поведения Характеристика стратегии
Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Наши рекомендации