Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль по дисциплине включает в себя оценку знаний на рассредоточенных кафедральных занятиях по этапам программы, а также оценку самостоятельной работы студентов. Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачёта.
6.1.1. Оценка знаний, умений и навыков студентов на рассредоточенных кафедральных занятияхТекущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также необходимость балльной оценки успеваемости студента.Рассредоточенные кафедральные занятия, как правило, должны проводиться вактивном и интерактивном режиме.Оценка знаний, умений и навыков осуществляетсяна всех кафедральных занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.
Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующему этапу программы научно-исследовательской работы, а также усвоения основных положений ранее пройденного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.
Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.
Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.
Планы рассредоточенных кафедральных занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению, подготовку докладов и сообщений студентов по этапам занятий.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется преподавателем по пятибалльной шкале с выставлением оценки в журнале учета занятий.
6.1.2. Оценка самостоятельной работы студентов (СРС)
Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с разделом 6 настоящей Рабочей программы. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом рассредоточенном кафедральном занятии. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по программе при публичной защите выполненной исследовательской работы.
6.2. Промежуточная аттестацияпо итогам освоения ПРОГРАММЫ
6.2.1. Индивидуальный план студента по программе
В ходе реализации программы научно-исследовательской работы студенты заполняют соответствующие разделы индивидуального плана с обязательным развернутым изложением выполненных этапов. Для составления, редактирования и оформления индивидуального плана студентам рекомендуется отводить последние 2-3 дня периода реализации программы. К индивидуальному плану студента прикладывается выполненная научно-исследовательская работа, тезисы доклада на кафедре по выбранной научной тематике исследовательской работы, научная статья по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Индивидуальный план программы производственной практики (научно-исследовательской работы) должен содержать сведения о конкретно выполненной работе по всем этапам.
Индивидуальный план подписывается научным руководителем, оценивающим выполнение студентом программы научно-исследовательской работы.
6.2.2. Требования к оформлению научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа должна отвечать следующим требованиям:
1. Объём работы не должен превышать 50 страниц печатного текста.
2. Работа печатается на односортной белой бумаге формата А 4.
Параметры страницы. Рамка 170 х 252 мм (слева - 30 мм, справа -10 мм, сверху - 20 мм, снизу - 25 мм).
3. Основной текст печатается через полтора интервала, а ссылки через один интервал.
4. Шрифт основного текста в компьютерном варианте 14 пт, Times New Roman, в ссылках шрифт- 12 пт (обязательно меньше шрифта основного текста).
5. Нумерация страниц однообразная (желательно - сверху по центру). Введение начинать нумеровать со страницы 3 и далее в порядке общей очередности.
6. Обязательно устанавливать функцию «Автоматическая расстановка переносов».
7. Форматирование основного текста и ссылок в параметре «по ширине».
8. Отступ в абзаце в тексте и ссылках равен 1,25 см.
9. В тексте везде интервал между словами 1 пробел.
10. На титульном листе указываются наименование вуза, название научной работы, автор, научный руководитель, место и год выполнения.
11. На 2-й странице даётся оглавление. Здесь в порядке очередности располагаются: введение, названия 2-3 вопросов (разделов, глав) без разбивки на подвопросы (подразделы и параграфы), заключение, список литературы (источников и литературы) и приложения (если они есть).
12. Названия вопросов (разделов, глав) в тексте работы должны соответствовать их названиям в оглавлении.
13. Список сокращений, используемых в работе, если он есть, располагается перед введением (не нумеруется).
14. Научная работа должна быть тщательно вычитана и не иметь орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, а точность приводимых цифр и написания цитат проверена по первоисточникам.
15. В списке литературы (источников и литературы) и ссылках должны соблюдаться правила описания литературы и источников согласно требованиям ГОСТ 7.1-84.
16. Приложения должны быть тщательно подобраны и правильно оформлены. Чертежи и иллюстрации должны быть скомпанованы на листе стандартного размера (формата А 4).
18. Брошюровка работы проводится в редакционно-издательском отделе академии после проверки ее соответствия настоящим правилам научным руководителем.
6.2.3 Дифференцированный зачет
По окончании программы студент должен сдать дифференцированный зачёт. Основанием для допуска студента к зачету по программе является полностью оформленный индивидуальный план.
Дата и время зачета устанавливаются кафедрой таможенного дела и вносится в расписание занятий очередного, следующего за программой семестра обучения.
Зачёт проходит в форме публичной защиты выполненной исследовательской работы перед комиссией, назначенной заведующим кафедрой.
Защита выполненной исследовательской работы, как правило, состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента и в ответах на вопросы по существу выполненной исследовательской работы.
В результате защиты выполненной исследовательской работы по программе научно-исследовательской работы студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом выполненной исследовательской работы; отзыв научного руководителя программы; ответы на вопросы в ходе защиты выполненной исследовательской работы. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и индивидуальный план программы.
При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость кафедральных занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.
Результаты дифференцированного зачёта оцениваются:
«отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа по направлениям программы;
«хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках по направлениям, перечисленным при оценке «отлично».
«удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов по изложенным выше вопросам.
«неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов по вопросам изучаемой программы.
Оценка выставляется в экзаменационной ведомости
Перечень вопросов к зачёту
1. Направления государственной политики в области развития науки и технологий.
2. Управление наукой и её организационная структура.
3. Научное исследование: его сущность и особенности.
4. Объект и предмет научного исследования.
5. Классификация научных исследований.
6. Эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.
7. Структурные компоненты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория.
8. Метод и теория научного исследования.
9. Всеобщие методы исследования: диалектический и метафизический.
10. Общелогические методы исследований.
11. Теоретические методы исследований.
12. Эмпирические методы исследований.
13. Специальные методы научных исследований.
14. Математические модели и методы исследований.
15. Этапы процесса моделирования.
16. Классификация моделей и формы моделирования.
17. Выбор темы научного исследования студентом, определение его цели и задач.
18. Объект и предмет исследования.
19. Факторы, определяющие выбор темы.
20. Основные этапы выбора темы. Требования, предъявляемые к теме. Формулирование темы.
21. Процедура анализа теоретических и экспериментальных исследований.
22. Альтернативные результаты теоретико-экспериментального анализа.
23. Основные требования к заключению, выводам и предложениям по результатам исследований.
24. Информационное обеспечение научной работы студента.
25. Основные источники научной информации.
26. Методика работы с научной информацией.
27. Документированная информация и её классификация.
28. Принцип централизованной обработки научных документов.
29. Методика работы с научной информацией.
30. Систематизация и анализ научной и учебной информации.
31. Формы регистрации научной информации.
32. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
33. Реферат как научное произведение, его назначение и структура.
34. Курсовая работа, её назначение и структура.
35. Выпускная квалификационная работа студента, её цели, структура и содержание.
36. Общие требования к научно-исследовательской работе.
37. Структура учебно-научной работы, её основные композиционные элементы.
Практикум
Тестовые задания формулируются в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
1. Выберите правильный ответ. Познание - это?
Варианты ответа:
1) сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности;
2) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире;
3) результат человеческой деятельности, направленный на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности.
2. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
3. Выберите правильный ответ. Мировоззренческая функция науки имеет главной целью?
Варианты ответа:
1) производство нового научного знания;
2) внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и проч.;
3) разработку научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания.
4. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
5. Выберите правильный ответ. Наука - это?
Варианты ответа:
1) мышление в понятиях;
2) мышление в образах;
3) мышление в образах и понятиях.
6. Выберите правильный ответ. Дифференциация - это?
Варианты ответа:
1) процесс и результат расчленения системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части;
2) процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких- либо частей, элементов;
3) процесс и результат расчленения системы, с последующим объединением в единое целое каких- либо частей, элементов.
7. Выберите правильный ответ. Факт - это?
Варианты ответа:
1) обобщённый опыт, формулирующий научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей;
2) положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области;
3) высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью;
4) особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание утверждение или условие, которое может быть верифицировано.
8. Дополните предложение. Научный принцип – это ….
Варианты ответа:
1 - наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания;
2 - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации;
3 - утверждение, принимаемое истинным без доказательств, и которое в последующем служит «фундаментом» для построения доказательств в рамках какой-либо теории, дисциплины и т.д.
9. Дополните предложение. Закономерность – это ….
Варианты ответа:
1 - руководящая идея, основное исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы;
2 - система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон;
3 - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений, действительности
10. Выберите правильный ответ. Идеологом «чистой науки», утверждающим, что её целью является установление порядка, лежащего в основе явлений, чтобы представлять возможности объектов, порождённых этим порядком, и, соответственно, открывать новые явления, был?
Варианты ответа:
1) Г. Галилей;
2) Ф.Бэкон;
3) Н.Бор;
4) К. Поппер.
11. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что методология научного познания это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
12. Дополните предложение. Классификация наук по характеру предмета исследования выделяет ….
Варианты ответа:
1) чистые и прикладные;
2) естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т.д.;
3) эмпирические, теоретические, фундаментальные.
13. Выберите правильный ответ. Цель государственной научно-технической политики - …
Варианты ответа:
1 - создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2 - переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов;
3 - рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
4 - поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учётом мировых тенденций в этой сфере.
14. Дополните предложение. Объектом научного исследования являются ….
Варианты ответа:
1 - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний;
2 - материальная или идеальная системы;
3 - структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономерности развития.
15. Выберите правильный ответ. Под фундаментальными научными исследованиями понимают ….
Варианты ответа:
1) исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
2) экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
3) исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
16. Дополните предложение. Проблема – это ….
Варианты ответа:
1 - сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью;
2 - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём вывод этот нельзя считать вполне доказанным;
3 - учение об обобщённом опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.
17. Дополните предложение. Гипотеза – это ….
Варианты ответа:
1 - сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью;
2 - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём вывод этот нельзя считать вполне доказанным;
3 - учение об обобщённом опыте (практике), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.
18. Выберите правильный ответ. Описательная гипотеза – это ?
Варианты ответа:
1 - предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта;
2 - предположение о причинно-следственных зависимостях;
3 - предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
19. Выберите правильный ответ. Прогнозная гипотеза – это ?
Варианты ответа:
1 - предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта;
2 - предположение о причинно-следственных зависимостях;
3 - предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
20. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что методология в широком смысле слова представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности ?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
21. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что методология, в определённом смысле, «шире» диалектики ?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
22. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что методология, в определённом смысле, «уже» понятия «научное познание» ?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
23. Выберите правильный ответ. Метод научного исследования – это ?
Варианты ответа:
1 - совокупность способов познания объективной действительности;
2 - система принципов, правил, способов и приёмов, предназначенных для успешного решения познавательных задач;
3 - форма и способ рефлексивного теоретического мышления.
24. Выберите правильный ответ. К методам эмпирического уровня относят ?
Варианты ответа:
1 - аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный);
2 - наблюдение, описание, сравнение;
3 - анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию.
25. Выберите правильный ответ. К методам теоретического уровня относят ?
Варианты ответа:
1 - аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный);
2 - наблюдение, описание, сравнение;
3 - тестирование, эксперимент, моделирование.
26. Выберите правильный ответ. Методика исследования – это?
Варианты ответа:
1 - совокупность специальных приёмов для использования того или иного метода;
2 - определённая последовательность действий, способ организации исследований;
3 - совокупность способов и приёмов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов.
27. Выберите правильный ответ. Техника исследования – это?
Варианты ответа:
1 - совокупность специальных приёмов для использования того или иного метода;
2 - определённая последовательность действий, способ организации исследований;
3 - совокупность способов и приёмов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов.
28. Выберите истинное утверждение. Метафизика рассматривает вещи и явления изолированно, отдельно, независимо друг от друга ?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
29. Выберите правильный ответ. Синтез – это метод исследования, предполагающий …
Варианты ответа:
1 - мысленное соединение составных частей или элементов изучаемого объекта, его изучение как единого целого;
2 – мысленное расчленение изучаемого явления или процесса на составные элементы с целью изучения каждого в отдельности;
3 - движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.
30. Выберите правильный ответ. Дедукция – это …
Варианты ответа:
1 - способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими;
2 – выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
3 - движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.
31. Выберите правильный ответ. Описание – это …
Варианты ответа:
1 - способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств;
2 – фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путём наблюдения, измерения или эксперимента;
3 - определение численного значения некоторой величины путём сравнения её с эталоном.
32. Выберите правильный ответ. Физическая модель – это …
Варианты ответа:
1 - модель, создаваемая путём замены объекта моделирующим устройством, которое имитируют определённые характеристики либо свойства этого объекта;
2 – модель объекта, процесса или явления, представляющая собой математические закономерности, с помощью которых описаны основные характеристики моделируемого объекта, процесса или явления;
3 - масштабно изменяемый объект, позволяющий наиболее полно исследовать процессы, протекающие в натурных условиях.
33. Выберите правильный ответ. Научная проблема – это …
Варианты ответа:
1 - научная задача, охватывающая определённую область научного исследования;
2 – совокупность сложных теоретических или практических задач;
3 – сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки.
34. Выберите правильный ответ. Тема исследования – это …
Варианты ответа:
1 - научная задача, охватывающая определённую область научного исследования;
2 – совокупность сложных теоретических или практических задач;
3 – сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки.
35. Выберите истинное утверждение. В названии темы должны присутствовать предмет, объект и цель исследования?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
36. Выберите правильный ответ. Объект исследования – это …
Варианты ответа:
1 - социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию;
2 – наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению;
3 – то, что требует решения в процессе исследования.
37. Выберите правильный ответ. Предмет исследования – это …
Варианты ответа:
1 - социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию;
2 – наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению;
3 – то, что требует решения в процессе исследования.
38. Выберите правильный ответ. Цель исследования – это …
Варианты ответа:
1 – то, что требует решения в процессе исследования;
2 – общая его направленность на конечный результат;
3 – вопросы, на которые должен быть получен ответ.
39. Выберите правильный ответ. Описательный план научного исследования используется тогда, когда …
Варианты ответа:
1 – нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу;
2 – можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу;
3 – сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза.
40. Выберите правильный ответ. Экспериментальный план научного исследования используется тогда, когда …
Варианты ответа:
1 – нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу;
2 – можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу;
3 – сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза.
41. Выберите правильный ответ. Цель описательного плана научного исследования …
Варианты ответа:
1 – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы;
2 – проверить гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования;
3 – определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.
42. Выберите правильный ответ. Цель экспериментального плана научного исследования …
Варианты ответа:
1 – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы;
2 – проверить гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования;
3– определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.
43. Выберите истинное утверждение. Может ли возникнуть ситуация, когда в результате теоретико-экспериментального анализа рабочая гипотеза не подтверждается экспериментом?
Варианты ответа:
1 –да;
2 – нет.
44. Выберите истинное утверждение. Могут ли быть отнесены к научной информации научно-фантастические литературные произведения?
Варианты ответа:
1 – да;
2 – нет.
45. Выберите истинное утверждение. Первичные документы являются результатом аналитической и логической переработки исходной информацию, непосредственных результаты научных исследований.
Варианты ответа:
1 – да;
2 –нет.
46. Выберите правильный ответ. Монография – это?
Варианты ответа:
1 –сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ;
2 – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены;
3 – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.
47. Выберите правильный ответ. Учебник – это?
Варианты ответа:
1 – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующее учебной программе;
2 – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины;
3 – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
48 . Выберите правильный ответ. Дипломная работа представляют собой ?
Варианты ответа:
1 - законченный проект на заданную тему с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера, выполненный студентом под руководством научного руководителя;
2 – участие студентов в разработке определённой проблемы в рамках получаемой специальности высшего профессионального образования под руководством научного руководителя;
3 – конкретные задания научно-исследовательского характера, выполняемые студентами в рамках получаемой специальности высшего профессионального образования под руководством научного руководителя.
49. Выберите истинное утверждение. Задача исследования – это прогнозируемый результат, оптимальные пути решения задач в условиях выбора методов и приёмов исследования?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
50. Выберите истинное утверждение. При оформлении материалов исследования все параграфы начинаются с новой страницы?
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
Учебно-методическое и информационное
Обеспечение программы
Нормативные правовые акты
1. ГОСТ 15.101-98. Межгосударственный стандарт. Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ.2. ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.3. ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.4. ГОСТ 7.60-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды, термины и определения.5. ГОСТ 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.Литература (основная)
6. Самолаев Ю.Н. Основы научных исследований: Уч.пособие – М.: МАБиУ, 2012
Литература (дополнительная)
7. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шкляр М.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 244 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10946.— ЭБС «IPRbooks», по паролю8. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 283 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24802.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Ли Р.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ли Р.И.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 190 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22903.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Программное обеспечение
1. Пакет прикладных программ MS Office.
2. Компьютерная презентация тем.
Интернет-ресуры
- www.tamognia.ru - Новости таможни и законодательства, аналитические материалы. Таможенный кодекс РФ. Словарь терминов, таможенные коды.
- www.customs.ru - О службе: структура, контактные данные региональных управлений и др. Сведения о таможенной деятельности для физических и юридических лиц. Программы и проекты.
- www.vch.ru (виртуальная таможня) - Информационно-консультационная система содержит новости российского таможенного законодательства, словарь юридических терминов, таможенный справочник. Платные и бесплатные консультации он-лайн.
- www.tks.ru- Вся информация о таможне. Самые последние изменения: таможенное законодательство, ТН ВЭД, новости таможни, таможенные пошлины. Таможенный форум - советы профессионалов. Программное обеспечение, курсы брокеров и декларантов.
Дополнительными источниками информации являются аннотированные сборники научно-технической информации, профессиональные журналы и газеты, учебно-методические комплексы и учебно-методические указания, материалы, размещенные в глобальной компьютерной сети. Информационно-методическое обеспечение дополняется различными электронными версиями учебной и методической литературы, программными продуктами. Библиотека Академии подключена к Научной электронной библиотеке «eLibrary.ru» (ЭБС), где предоставляется доступ к электронным версиям журналов, а также к другим электронно-библиотечным системам: «Университетская библиотека ONLINE»; «KNIGAFUND.RU»; «IQLIB»; «BOOK.ru».
Глоссарий (словарь)
Абстракция – (от лат. abstractio — «отвлечение») – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.
Аксиома –утверждение, принимаемое истинным без доказательств, и которое в последующем служит «фундаментом» для построения доказательств в рамках какой-либо теории, дисциплины и т.д.
Анализ– метод исследования, с помощью которого изучаемое явление или процесс мысленно расчленяются на составные элементы с целью изучения каждого в отдельности.
Аналогия – способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
Априори (от лат. apriori, буквально – из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Верификация (от лат. verificatio – доказательство, подтверждение) – установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений.
Выборочная совокупность - часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности.
Выпускная работа – самостоятельное, квалификационное научное исследование одного из актуальных вопросов (проблем) теории и практики таможенной деятельности с использованием всех элементов научной работы: постановки задачи, изложения цели исследования, анализа состояния проблемы, обоснования выбранного направления её решения, подбора аргументированного теоретического материала, критической оценки существующих точек зрения на решение исследуемой проблемы, получения возможного положительного эффекта от практической реализации материалов работы.
Генеральная совокупность - вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов и/или явлений общественной жизни, имеющих общие качественные признаки или количественные переменные.
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. разъясняю, истолковываю) – направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.
Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём вывод этот нельзя считать вполне доказанным.
Дедукция – выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.
ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих закономерных связях, стано