Исследование состояния физиологического слуха.
Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая — обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные [у], [о], из согласных — [м], [н], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора и т.п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных— [а], [и], [э]: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.
2. Исследование дифференциации неречевых звуков.
Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
3. Исследование слуховой памяти и понимание речи.
Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».
4. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными
звуками.
Для этого ребенок должен повторить за исследователем:
• ба — па, да — та, ка — га — ка, са — ся, жа — ша, са — за;
• мышка — мишка, катушка — кадушка, роза — лоза;
• семь машин на шоссе;
• пастушок быстро шел;
• висел железный замок;
• ручное зеркало упало.
5. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей
старше четырех лет).
![]() |
![]() |
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
• определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
• определить количество звуков в слове и место звука [с] в словах: сок, оса, нос;
• составить слово из звуков: [л], [о], [т], [с]; [к], [а], [р]; [р], [а], [ш];
• придумать слово на заданный звук: [с], [ш], [л], [р];
• из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
Первый уровень (низкий, менее 1 балла)— у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Третий уровень (средний, 3 балла) — у ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла)— у ребенка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребе-
нок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов)— у ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.
![]() |
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
![]() | ||
![]() |
![]() |