Нормативы выполнения Цветных матриц Равена детьми с нормальным и отклоняющимся развитием
Возраст | Категория испытуемых | Кол-во баллов |
6 лет | Норма | 26-35 |
ЗПР | 13-25 | |
УО | 0-12 | |
7 лет | Норма | 27-35 |
ЗПР | 16-26 | |
УО | 0-15 | |
8 лет | Норма | 29-35 |
ЗПР | 19-28 | |
УО | 0-18 | |
9 лет | Норма | 30-35 |
ЗПР | 20-29 | |
УО | 0-19 |
Методика «Времена года»
Цель:выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления) Возраст: с 4 лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.
Обучение:перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
Инструкция обработки:10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение.
4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения.
0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.
Или:
1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.
2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.
3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).
4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.
Методика «Рыбка» (мышление)
Цели:определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Возраст: от 3.5 лет
Процедура проведения.Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.
Критерии оценки
• Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе
анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2
балла.
• Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем
проб — 1 балл.
• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколеотмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с образцом. В разделе «Примечания»отмечается знание геометрических фигур и цвета.
Методика «Лабиринт»
Цель: выявить степень понимания инструкции, устойчивости, концентрации, объёма внимания; целенаправленность деятельности, развитие волевых качеств, умение доводить работу до конца, особенности зрительного восприятия.
Возраст: от 4.5 лет
Оборудование:таблицы с изображением лабиринтов, рисунки с пересеченными линиями
Инструкция:перед ребенком поочередно кладутся таблицы с изображением лабиринтов, пересеченных линий. Инструкция для ребенка: «Проследи указкой и покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка», «Проследи взглядом каждую линию слева направо и найди, где она кончается».
Инструкция к схематическим лабиринтам: «На острове в лабиринте спрятан клад. Чтобы до него добраться, надо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Будь внимательным, некоторые дороги ведут в тупик».
Анализ результатов:
При анализе результатов следует отметить, какой тип реакции преобладает у испытуемого – на точность или на скорость, зафиксировать время поиска парного объекта, наличие ошибок. Следует также обратить внимание на способ выполнения задания, а именно, как ребенок прослеживает лабиринт – взглядом, пальцем, указкой. Необходимо отметить особенности поведения в затруднительные моменты; как часто ребенок отвлекается.
Если ребенок затрудняется при выполнении данного задания или выполняет его в сильно замедленном темпе, можно говорить о несформированности или недостаточности функции слежения или низкой концентрации внимания. Отрицательная динамика времени работы указывает на повышенную истощаемость.
Дети с нормальным умственным развитием проявляют к этому заданию активный интерес. Им понятен смысл задания. Некоторые пытаются даже мысленно на основе зрительного соотнесения проследить путь к искомому предмету. Случаи сбоев в процессе выполнения задания связаны не с тем, что ребенок не понимает задание, а с излишней поспешностью или недостатком внимания.
Дети с задержкой психического развития интересуются заданием, понимают его смысл. Из-за неумения сосредоточиться возможны ошибки. Контроль и направляющая помощь оказывают положительное влияние.
Дети умственно отсталые часто не понимают смысл задания и не проявляют интереса к нему. Это характерно для детей с умеренной умственной отсталостью. Необходимо совместное выполнение задания (консультант медленно ведет руку ребенка по дорожке). Однако и при такой помощи часто не происходит переноса способа деятельности на аналогичный рисунок.