Методики на изучения наглядно-образного мышления

Методика «Разрезные картинки»
Цель: исследовать способность ребенка к перцептивному моделированию, к смысловому и пространственному соотнесению частей и целого, т.е возможность синтеза на предметном уровне. Выявить сформированность наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, комбинаторных способностей. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук.

Возраст: средний возраст 2.5-7 лет
Оборудование: картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанных на две, три, четыре, пять, шесть частей по вертикали и горизонтали
Инструкция: перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевернутом виде. Ребенку предлагают: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (в тех случаях, когда ребенок не сразу приступает к работе). Так же предлагаются картинки из трех, четырех, пяти, шести частей, разрезанные по вертикали и горизонтали.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием: складывают картинку из двух частей с 3 лет. Преобладает способ проб. После 4 лет действуют способом зрительного соотнесения. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. Отмечается интерес к заданию.
Дети с задержкой психического развития: начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте; однако после показа способа действия (консультант сам собирает картинку, а затем разрушает её) ребенок выполняет задание. Составление картинки из трех, четырех, пяти, шести частей выполняют при организующей помощи. Интерес выражен, но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.
Дети умственно отсталые: с легкой умственной отсталостью понимают инструкцию и собирают картинку, разрезанную на 2-3 части. Сложные картинки собирают после двух-трех показов. При работе с картинкам из 4-6 частей наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывая их друг на друга, раскладывают на столе. Дети с умеренной умственной отсталостью часто не понимают устной инструкции. Им необходим показ, совместное выполнение. Правильно собирают картинку, разрезанную на две части по горизонтали. Составление картинок из 3 – 6 частей часто недоступно.

1 балл - не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла - принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла - принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Методики на изучения наглядно-образного мышления - student2.ru Методики на изучения наглядно-образного мышления - student2.ru Методики на изучения наглядно-образного мышления - student2.ru Методики на изучения наглядно-образного мышления - student2.ru

Методика «Кубики Кооса»
Цель: определить уровень сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, особенностей внимания, способности ориентироваться в пространстве.

Возраст: от 5 лет
Оборудование: кубики Кооса, образцы орнаментов.
Инструкция: перед ребенком раскладывают кубики Кооса, затем предлагают составить несколько орнаментов по образцам в порядке возрастающей сложности. Сначала испытуемому предлагают сложить орнамент №1 и №2. Если ребенку не удается это сделать, следует объяснить и сложить при нем нужный орнамент. Дальше они работают самостоятельно. При появлении затруднений испытуемым предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу по образцам с нанесенной сеткой.

Анализ результатов:
При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над фигурами №1-№6 по 60 сек., над фигурами №7-№10 по 120 сек. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления.
Дети с нормальным умственным развитием без затруднений складывают орнаменты №1-№8, могут появиться затруднения при складывании орнаментов №9-№10. Деятельность детей с сохранным интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хорошей восприимчивостью к помощи экспериментатора, способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию. При этом значительно сокращается время выполнения аналогичного задания.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при складывании сложных узоров (орнаменты №7-№10), но при помощи взрослого (предъявлении макета с нанесенной сеткой) с заданием справляются.
Дети умственно отсталые выполняют задания пассивно, вяло, им требуется большая помощь со стороны консультанта. Необходимы повторные инструкции, показы. Перенос способа действия часто оказывается невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время).

за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.

Методики на изучения наглядно-образного мышления - student2.ru Методики на изучения наглядно-образного мышления - student2.ru

Методика «Почини коврик»
Цель: выявить уровень развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения; сформированность наглядно - образных представлений, способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.
Оборудование: рисунки, содержащие пробел, матрицы Равена.

Возраст: от 4.5 лет
Инструкция: ребенку показывают поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые располагаются под рисунком или справа, слева от него. Инструкция: «Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его», «Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки, покажи, какой подходит (или: какой вырезали). Более сложные рисунки предлагаются детям с 6-7 лет.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, консультант использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика «внимательнее», «не спеши»). Такая помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развёрнутая, детальная помощь.
Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью консультанта часто оказывается случайным.

Оценка результативности выполнения модифицированного варианта осуществляется следующим образом:

· правильный ответ с первой попытки оценивается в 1 балл

· со второй попытки — 0,5 балла

· с третьей попытки — 0,25 балла

· неправильный ответ после третьей попытки и дополнительного анализа оценивается в 0 баллов.

Возраст ребёнка Среднее значение (баллы)
4,5 - 5,5 лет
5,5 - 6 лет
6 - 6,5 лет
6,5 - 7 лет
7 - 7,5 лет
7,5 - 8 лет
8 - 8,5 лет
8,5 - 9 лет
9 - 10 лет
10 - 11 лет

Наши рекомендации