Исследование фонематического
-.. СЛУХА
(по Н.В. Нечаевой)
Назначение:определение уровня развития фонематического анализа и способности перекодирования звукового'кеда^взвуковую систему.
Оборудование:лист бумаги, ручка (карандаш).
Инструкция: Сейчас мы попробуем записать несколько слов,но не буквами, а кружочками. Сколько звуков вслове, столько и кружочков. Разбирается образец: СУП.Экспериментатор вместе с ребенком рисует кружочки.
Процедура: обследуемый рисует кружочки под диктовкуэкспериментатора на листе бумаги.
Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
Обработка:при правильном выполнении задания запись должнабыть следующей:
О |
О О
О О | 0 О | 0 0 | ||||
О | О | |||||
ни | оценки | результатов: |
1 уровень — все схемы выполнены правильно
2 уровень — 4 схемы выполнены правильно
3 уровень — 3 схемы выполнены правильно
4 уровень — 1-2 схемы выполнены правильно
5 уровень — все схемы выполнены неправильно
МЕТОДИКА Ш.2
"ЧТЕНИЕ СХЕМ-СЛОВ"
(по Н.В.Нечаевой)
Назначение: определение уровня развития фонематического синтеза и способности перекодирования знаковой системы в звуковой ряд.
Оборудование: бланк с заданием (рис.3), ручка,
образец: картинки волк-дом. •
Инструкция : Ты должен разбирать слова, написанные кружочками. Давай попробуем (предъявляется картинка с изображением волка, дома.) Что нарисовано на картинке? Какие кружочки подходят к каждому слову? (Предъявляется схема слова). Задача ребенка установить связь между картинкой и соответствующей схемой и провести линии. Экспериментатор вместе с ребенком разбирает схему слов "дом" и "волк".
Процедура : обследуемому предъявляется бланк методики с картинками (лев, белка, корова, слон, кошка) и схемами этих слов, которые он должен соединить линиями соответственно количеству звуков.
Обработка: учитывается правильность выполнения задания. Обследуемый объясняет, почему он так
Сделал.
Уровни оценки результатов:
Уровень — все связи определены правильно
Уровень — 4 правильных связи
Уровень — 3 правильных связи
Уровень — 1-2 правильных связи
Уровень — все связи определены неправильно
;
\ |
'I |
38.
Уровни развитияматематических представлений
Методика | ГУ. 1 | IV.2 | ||
Уровни | ||||
Уровень развития математическихпредставлений | IV.1 + IV.21 + IV.2.2 | |||
i
МЕТОДИКА V.l
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
(Модификация цветового теста
Л юшера-Дорофеевой )
Оборудование:2 конверта с тремя одинаковыми наборами квадратов размером 5x5 см красного, синего изеленого цветов. Стандартный лист машинописной бумаги или белого картона в качестве планшета.
Инструкция и процедура:Испытываемый выкладывает цветные квадраты на белом планшете в порядке предпочтения.
Задание выполняется 3 раза подряд.
Тестирование проводится 5 раз за 3 дня.
1. Берется любой из конвертов с квадратами.
— Положи квадраты друг за другом. Сначала положи квадрат того цвета, который тебе больше всего нравится.
— Затем положи квадрат того цвета, который тебе тоже нравится.
— Теперь положи последний квадрат.
2. Берется следующий конверт.
— А теперь разложи все сам так, как тебе хочется.
В протоколе заполняется строка И. Квадраты уби-
i
«
раются.
В этом случае: |
Действия ребенка фиксируются в протоколе. Образец записи:
Таблица интерпретации результатов
Цветоваяформула
Функциональное состояние
Описание функционального состояния
К-С-3 |
Функциональное напряжение (ФН)
С-К-3 Функциональное расслабление (ФР)
С-З-К Функциональное возбуждение (ФВ)
Состояние настороженности, которому свойственны ориентировочные эмоции,, повышение внимания,, активность; состояние является оптимальным вариантом реагирования функциональной системы.
Спокойное, устойчивое состояние, самое оптимальное для различных видов, деятельности, не требующих напряжения; это состояние свидетельствует об отсутствии выраженных переживаний.
Доминирование положительных эмоций от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования.
К-З-С Функциональное торможение (ФТ)
Состояние является следствием неудовлетворения потребностей и полярное состоянию функционального возбуждения, оно свидетельствует о доминировании отрицаты эмоций (печаль, тоска), диапазон изменений — от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги, перенапряжение всех систем организма.
з-с-к | Состояние | Активные аффекты с диапазоном эмоций от переживания |
аффективного возбуждения (АВ) | чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости. |
3-К-С Состояние Доминирование сильных отрицательных эмоций с
аффективного диапазоном от состояния растерянности, психического
торможения (AT) дискомфорта до страха.
МЕТОДИКИ VII.l, VII.2, VII.3
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ
(по Керну-Еразеку)
Назначение: определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости. Выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительной координации, общего интеллектуального развития,усидчивости.
Оборудование: два тест-задания, ручка (карандаш).
Инструкция : сейчас ты будешь выполнять несколько заданий, постарайся сделать все аккуратно и внимательно.
Процедура: на бланке дается возможность самостоятельного рисования и образец 2-х заданий:
1. Рисование человечка (самостоятельно).
2. Копирование прописных букв: "Ей дан чай"
3. Копирование расположения грунппы точек:
Обработка результатов: результат каждого задания оценивается по 5-уровневой системе (см. рис.7 и оценку результатов по инструкциям к методикам УП.1, УП.2, УП.З).
54.
Методика VII.1 "Рисование человечка"
Методика VII.2 "Копирование прописных букв"
Инструкция:Нарисуй какого-нибудь человевка.
После инструкции по заданию VII. 1, никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к недостаткам и ошибкам не допускается.
Уровни оценки рисунка(см.рис.7)
1 уровень — нарисованная фигура должна иметь го
лову, туловище, конечности. Голова соединена с шеей и
не должна быть больше туловища. На голове есть воло
сы (они могут быть закрыты головным убором), уши.
На лице должны быть глаза, рот, нос. Руки должны за
канчиваться пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты.
Фигура должна иметь одежду. Фигура должна быть на
рисована контурным способом без отрыва отдельных
частей друг от друга.
2 уровень — выполнение всех требований, перечисленных ранее, при отсутствии: шеи, волос, одного пальца руки. Наличие синтетического способа рисования (все части отдельно).
3 уровень — фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки * ноги, или и то и другое нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.
4 уровень — примитивный рисунок с головой и ту
ловищем. Конечности нарисованы только одной линией
каждая.
5 уровень — отсутствует четкое изображение туло
вища или имеется преоблада- ние головы и ног. Кара
кули.
Инструкция: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано. Постарайся написать также. Уровни оценки результатов:
1 уровень — хорошо и полностью разборчиво скопирован образец. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в 2 раза. Первая буква по высоте соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова, скопированная фраза отклоняется от горизонтали не более, чем на 30.
2 уровень — разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 уровень — явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 уровень—^с^рбразцом совпадают 2 буквы; копия все еще .создает вид строки.
5 уровень — каракули.
МЕТОДИКА VIII.l
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОИ
ГОТОВНОСТИ
РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ
(Диагностическая беседа)
Оборудование:бланк протокола теста. Содержание беседы:
1.Ты хочешь учиться?
2. Почему хочешь (не хочешь)?
3. Где ты хочешь учиться?
4. Когда ты пойдешь в школу?
5. Как ты готовишься к школе? Раскажи.
6. Кто тебя будет учить?
7. Чему тебя научит учительница?
8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?
10. Кому ты будешь помогать в школе?
11. Ты любишь, когда тебя хвалят?
12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?
13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?
14. Как ты хочешь учиться?
15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.
«О
.»