Неспособность обучаться, вызванная эмоциональными проблемами
Сталкиваясь с какой-либо проблемой, мы, как правило, ищем причину, обычно единственную, на которую можно свалить все клинические проявления, что ведет к нескончаемой терминологической путанице, например: «Мы бы хотели, чтобы вы сказали нам, что у него — задержка умственного развития или повреждение мозга... повреждение мозга или эмоциональное расстройство».
Эта тенденция подогнать ребенка под категорию не учитывает тот факт, что многие дети с задержкой развития имеют эмоциональные нарушения, а многие дети с неврологическими нарушениями — серьезные проблемы с личностью. Особенно это касается тех случаев, когда умственная задержка или неврологический дефект не глубокие и развитие ребенка не слишком отклоняется от нормы.
Рисунки 145—147нарисованы способным мальчиком 7 лет 6 месяцев, который плохо учится во втором классе. Учитель жалуется на его безделье, фантазии и дурашливое поведение, хотя читает и пишет он удовлетворительно. Нет признаков перцептивно-моторного нарушения. Дома он сильно ревнует свою сестру, которой уделяют больше внимания. Мать — сторонница жесткой дисциплины (он нарисовал ее с большими руками и кистями). У ребенка отсутствует доверие и мотивация из-за материнского неодобрения. Он часто говорит: «Я ненавижу себя, бросьте меня в корзину с мусором», — поглощает огромное количество еды и предпочитает собаку членам своей семьи. На рисунке он изобразил себя с собакой отдельно от семьи.
145) 146) 147)
Рисунок 147. Обратите внимание на то, что единственная фигурка оказалась лучше, чем фигуры людей на рисунке семьи.
Рисунок 148. Автор рисунка — мальчик 11 лет — подавлен, неэнергичен. Школьная успеваемость низкая, отказывается выполнять домашнее задание. Эмоциональная атмосфера дома отличается сильной напряженностью. Ребенок — объект активной критики, из-за чего у него развился комплекс неполноценности. Его копия тестовых фигур — показатель нормальной перцептивно-моторной координации. Нет признаков нарушения гештальт-функции, как в предыдущем случае с девочкой 12,5 лет (рисунок 116).
148)
Эпилог
В этой книге я попытался показать, каким образом рисунки детей могут помочь нам в диагностике нарушений развития. В определенные моменты энтузиазм охлаждался напоминанием о том, что рисунки — это только часть тщательного процесса оценки. Среди затронутых тем я бы хотел выделить следующие для специального рассмотрения читателя:
1. Переход от познавательного к эмоциональному аспекту наблюдается при сравнении рисунка человека с рисунком семьи. Лучшее изображение как по качественным, так и по количественным характеристикам одиночной фигуры обусловлено, на мой взгляд, познавательным компонентом, когда ребенка просто просят нарисовать человека. Но когда ребенок рисует семейную группу, результат зависит от эмоциональных переживаний. В этом случае фигуры в семье могут быть менее выразительными в отношении умственного возраста ребенка, поэтому, с практической точки зрения, умственный возраст не может быть оценен на основе рисунка семьи.
2. Рисунки человеческих фигур и копии простых геометрических фигур могут быть полезными при ранней диагностике перцептивно-моторных нарушений и сигнализировать о грядущих проблемах в обучении, особенно если они относятся к распознаванию и использованию символов написанного слова. Практическая рекомендация — необходимость тренировать восприятие у дошкольников.
3. Большинство детей в латентный период изобразят человека своего пола. Обратная тенденция может свидетельствовать о невозможности принять половую роль согласно своему биологическому полу. Это может быть результатом чрезмерного доминирования одного из родителей или, например, когда ребенок воспитывался в специализированном заведении или в неполной семье. В этом случае необходимо, чтобы у ребенка была возможность взаимодействовать со взрослыми родителями обоего пола.
4. Детальное изображение вульвы или пениса редко встречается в рисунках детей латентного периода. Появление таких рисунков — это следствие неумения приспособиться к окружающей среде, страха кастрации или более серьезных эмоциональных расстройств, а может просто выражать острое восприятие смышленого ребенка. В любом случае, этот факт заслуживает пристального внимания.
5. Рисунок человека адаптированного ребенка вряд ли будет проекцией его самого. Нарисованная фигура обычно оказывается взрослым, отражая концепцию человека в целом. Если ребенок тревожен или с нарушением, его рисунок более проективен, т. к. мышление скорее направлено внутрь.
6. Рисунки являются наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой, когда они представляют собой личностную проекцию. К этой категории относятся рисунки детей, которые еще не могут видеть вещи правильно; детей с эмоциональными расстройствами, чье восприятие девиантно, или умственно отсталых, т. е. тех, кто не способен научиться делать это правильно.
Приложение