Рисунки умственно отсталых детей

В 1926 г. Гудинаф опубликовала первую шкалу обработки данных для измерения интеллекта на основе рисунков человека. Простота в обращении, применимость практически ко всем детям и, прежде всего, его валид-ность сделали тест одним из самых широко используемых в психологии. Гудинаф использовала балльную систему оценки каждого элемента и общего подсчета. В 1963 г. Д. Б. Харрис опубликовал свою модификацию шкалы. Дальнейшие усовершенствованные оценки были предложены в 1970 г. в публикации Национального центра статистических данных по здоровью. Читатель может обратиться к трем классическим исследованиям с детальным описанием методов, используемых для измерения интеллекта.

Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет будет в значительной степени отличаться от рисунка 5-летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунок ребенка с умственной отсталостью будет дезорганизованным, слабо интегрированным, и хотя количество баллов одинаковое, часто будут пропущены некоторые простейшие элементы, тогда как более сложные элементы почти не встречаются в рисунках младших детей.

Многие дети с задержкой умственного развития также имеют серьезные эмоциональные проблемы, особенно те, кто отстает не намного, осознают свои недостатки. Так близко... и еще так далеко!

126 – 127 Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

На рисунке 126 девочка 7 лет 5 месяцев, интеллектуально недоразвитая, нарисовала фигуру с руками и верным количеством пальцев, но пропустила туловище. Рисунок 127 нарисован мальчиком 6 лет 8 месяцев с синдромом Дауна, рисунок дезорганизован и нераспознаваем. Ребенок назвал очертания рук, волос и ног. Примеры отсутствия более очевидных частей тела, в то время как нарисованы зрачки, можно увидеть на рисунках 128 и 129.

128) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 129) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунок 128 нарисован обучаемым ребенком 7 лет 7 месяцев. Она изобразила относительно сложные элементы (волосы, зрачки, уши), но упустила основные (туловище и руки).

Рисунок 129. Трудно определить по одному этому рисунку, был ли он нарисован ребенком с задержкой развития или эмоциональным расстройством. Эта нелепая двусмысленная фигура была нарисована обучаемым ребенком с задержкой развития. Возраст ребенка 7 лет 10 месяцев.

Врожденные нарушения обмена веществ

Фенилкетонурия

Фенилкетонурия — врожденное нарушение обмена протеина. Оба родителя, внешне нормальные, гетерозиготны и являются только носителями. Как во всех хромосомных рецессивных нарушениях, риск при беременности состоит в том, что один из четырех детей будет страдать нарушением обмена, обычно обозначаемым как РКИ. Эти дети не могут обменивать аминокислоту фенилаланина из-за недостатка необходимого фермента гидроксилазы фенилаланина. В результате — высокий уровень содержания фенилаланина в организме ребенка. Это нарушение сопровождается задержкой умственного развития.

Ранняя диагностика и ограничение принятия фенилаланина — главные факторы в профилактике задержки умственного развития.

В течение 10 лет у меня была возможность участвовать в исследовании врожденных нарушений обмена веществ, основанном на оценке поведенческого развития детей с нарушениями. Преобладающее большинство, более 100 детей, были с диагнозом фенилкетонурия. Нормальное функционирование тех, кого лечили с раннего детства, резко отличается от сильно нарушенного развития большинства старших, не леченных сиблингов. Рисунки детей позволили констатировать их реакцию на специальный диетический режим, направленный на предотвращение высокого уровня содержания фенилаланина в крови и связанной с ним задержкой умственного развития.

Из сотен рисунков были отобраны предлагаемые вашему вниманию образцы. Одна группа — рисунки ребенка с рано начатым тщательнейшим лечением, давшим хороший результат. У второго ребенка (его рисунки составили вторую группу) результат плохой, хотя лечение и было назначено рано, оно не было последопы) было начато в 2 года 5 месяцев, когда уже была задержка развития, и лечение не изменило процесс, но двумя годами позже в этой семье родился, и диагноз фенилкетонурия был поставлен сразу же. Лечение началось вскоре после рождения, и ребенок развивается нормально (рисунки четвертой группы).

Фенилкетонурия 1 группа.

130) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 132) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунки 130—132 — девочки, находящейся на специальном диетическом лечении из-за фенилкетонурии, начавшейся в возрасте 5 недель. Ее развитие выше среднего уровня в возрасте 5 лет 10 месяцев. Концепция тела соответствует умственному возрасту 7-летнего ребенка, как и речевое развитие. У нее правильные копии букв d, b, q, p. Такие же, как и копии геометрических фигур, показывающие ненарушенную сенсомоторную функцию.

Фенилкетонурия 2 группа.

Рисунки 133—135 показывают полное отсутствие прогресса в тесте «Нарисуй человека». Лечение ребенка было начато рано, в возрасте 1 недели, но специальная диета с низким содержанием фенилаланина соблюдалась нетвердо и непоследовательно, и уровень фенилаланина в крови у мальчика оставался высоким. В ответ на просьбу экспериментатора нарисовать человека он изображает фигуры, которые практически не меняются в 7, 9, 10 и 11 лет.

133) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 134) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 135) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунок 133. Нарисован в 7 лет. Умственное развитие соответствует 6 годам 3 месяцам.

Рисунок 134. Возраст 9 лет 2 месяца, ребенок учится в 3 классе. Общий уровень развития соответствует 7 годам с признаками перцептивно-моторных нарушений.

Рисунок 135. Возраст 10 лет 2 месяца. Повторное обучение в 3 классе.

Первый рисунок был сделан в возрасте 7 лет, он назвал его «Мальчик с шариком», и соответствует умственному возрасту ребенка 6 лет 3 месяцев. Второй рисунок, который назывался «Девочка, гуляющая с шариком», он нарисовал в 9 лет. (У фигуры нарисованы волосы, показывающие, что это девочка.) Третий рисунок, в 10 лет, почти не отличается от предыдущего. В 11 лет его опять попросили нарисовать человека. Результат — фигура очень похожа на предыдущие, но больше по размеру, рот теперь двух измерений, есть пуговицы на платье, и количество пальцев на левой руке верное (навязчивая идея или персеверация?).

137) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 138) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунки 137 и 138 — копии фигур Бендер, выполненные в 10 и 11 лет, никакого улучшения, разве что возвращение к гештальт-функции.

Фенилкетонурия 3 группа.

139) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 140) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунок 139. Лечение назначено в 29 месяцев, слишком поздно, чтобы быть эффективным. Умственно отсталый ребенок. Рисунок человека, выполненный ребенком 8 лет 2 месяцев, соответствует уровню развития ребенка 4 лет 6 месяцев.

Рисунок 140. Родившийся в этой семье ребенок был рано диагностирован, и курс лечения соблюдался неукоснительно. В возрасте 5 лет 10 месяцев ею поведение вполне нормально, словарный запас выше среднего. Рисунок человека выполнен на соответствующем возрасту уровне.

Фенилкетонурия 4 группа.

Рисунки 141 — 143. Лечение началось, когда ребенку было 2 года 9 месяцев, и прервалось в 10 лет 6 месяцев. Лечение было начато слишком поздно, чтобы быть эффективным. Ребенок отстает в развитии, пассивный и депрессивный. Хотя неэффективное с точки зрения акселерационного умственного развития лечение отложено, оно могло бы помочь снизить гиперактивность.

141) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 142) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru 143) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунок 141. В 12 лет персеверация и перцептивно-моторные нарушения очевидны при копировании фигур Бендер.

Рисунок 142. Женская фигурка с отсутствующими руками, пол которой можно определить только по наличию волос.

Рисунок 143.Мужская фигурка со смешанным профилем (2 глаза, ноги во фронтальной проекции) и отсутствующими руками

Болезнь «Кленового сиропа»

Как и фенилкетонурия, это врожденное нарушение обмена веществ, но более серьезное. Здесь не одна, а 3 аминокислоты (лицин, изолицин и валин) должны быть ограничены из-за генетически заложенного дефицита ферментов. Болезнь получила свое название из-за запаха детской мочи, похожего на запах кленового сиропа. Есть свидетельства того, что специальный диетический режим, строго соблюдающийся, может предотвратить серьезные неврологические нарушения, возникающие у детей, не проходящих лечения.

144) Рисунки умственно отсталых детей - student2.ru

Рисунок 144 выполнен девочкой 9 лет с задержкой умственного развития с болезнью «кленового сиропа».

Наши рекомендации