Отражается ли в рисунке заболевание ребенка?
Проанализировав более ста рисунков неговорящих детей дошкольного возраста, я обнаружил только два изображения человека, у которого отсутствует рот (рисунки 89-90).
В изучении рисунков слабослышащих детей я заметил, что большинство из них рисуют людей либо с маленькими ушами, либо вообще без них; в то же время другие дети рисуют уши, и в этом аспекте их рисунки не отличаются от рисунков детей с нормальным слухом. Иногда в рисунках появляется слуховой аппарат. Глухие и слабослышащие дети часто не рисуют уши, но не стоит придавать этому решающего значения.
Ребенок с парализованной, плохо развитой рукой нарисовал человека с разными по величине руками, очевидно, отражая свой собственный физический недостаток. И. Токер (Е. Toker) рассказывает о 7-летней девочке, перенесшей операцию на сердце. На ее рисунке изображено дерево с отверстием в стволе, видимо, отверстие — это проекция ее сердца.
Обычно ребенок с нарушениями выражает свой недостаток более обобщенно, не так подробно, рисуя маленькие фигурки с крошечными или вообще отсутствующими ручками и ножками. Эти рисунки обычно выполнены маленькими неуверенными штрихами, отражающими неуверенность и подавленность в представлении о собственном теле.
В рисунках детей с ожирением я не обнаружил ни одного, в котором бы фигура точно изображала ожирение. Лишь на одном из них явно выражен интерес к еде. Усыновленного мальчика 10 лет попросили нарисовать его семью. На рисунке была изображена семья за обедом (рисунок на странице 208 книги «Дети и их рисунки»).
В этой книге представлены два рисунка этого же мальчика (рисунки 103 и 104). Когда его попросили нарисовать человека, он нарисовал бейсболиста (вероятно, идеализированный образ себя); женщину он изобразил в торговом центре с корзинкой, полной еды. Рисунки соответствовали возрасту и умственному развитию этого ребенка.
103) 104)
В статье, посвященной ожирению у подростков, Натан (Nathan) и Писула (Pisula) обратили внимание на плохое качество рисунков людей, занятых работой. Эти авторы обнаружили несоответствие между умственным возрастом в рисунке и полученным по стандартизированным IQ-тестам, а также несоответствие между вербальной и невербальной шкалами интеллекта Векс-лера для детей, как и в рисунках детей с церебральной дисфункцией.
Вышеназванные авторы отметили корреляцию между избыточным весом и высоким количеством упоминания еды в ответах по Роршаху.
Дети с избыточным весом в своих рисунках человека скорее изображают идеальное (желаемое) тело, нежели реальное.
Исследования Грина (Green) и Левит (Levitt) 25 детей с врожденным пороком сердца показали, что они склонны изображать себя более маленькими, чем это делают их нормальные сверстники. Тогда как большинство на самом деле меньше остальных, графическую проекцию себя как маленького можно считать уменьшенным образом своего тела.
Возвращаясь ко все еще не решенному вопросу, действительно ли дети специфически изображают свои физические отклонения, я ограничусь ответом — «иногда». Когда такое случается, не заметить этого нельзя, но гораздо чаще графическая проекция нарушения представлена изображением маленьких неуверенных фигурок с маленькими ручками и ножками, что говорит о чувстве неполноценности и необходимости в поддержке.