Упражнение (работа в группе)

В аудиторию приглашается незнакомый человек. Ваша задача – выяснить сферу его занятий и интересов и побеседовать с ним на любую интересную для всех тему. Запишите полученные ответы, продумайте, насколько успешным оказалось ваше общение, какое впечатление осталось у вас от собеседника. Оформите полученный материал в жанре интервью или портретной зарисовки.

Портретная зарисовка

1. Перед вами – портрет человека и минимальная информация о нем. Вам нужно описать его в жанре зарисовки, постараться передать через описание внешности внутренний мир человека.

2. Расскажите о знакомом вам человеке через его профессию и профессиональные качества. Познакомьте читателя с особенностями этой личности, с ее целями, устремлениями.

3. Проанализируйте предложенную портретную зарисовку. Каким образом автор зарисовки знакомит нас со своим героем? На чем он делает акцент? Что его интересует больше – внутренний мир или внешняя жизнь героя.

Пейзажная зарисовка

1. Сформулируйте цели пейзажной зарисовки в журналистских произведениях разных жанров: репортаже, корреспонденции, очерке, эссе. Как в этом жанре работают такие журналистские категории как тема, идея, образный ориентир?

2. Опишите в жанре зарисовки парк, городской квартал, строительную площадку, берег реки. Проанализируйте принцип отбора деталей для достижения цели в каждом случае.

3. Объясните, почему основой нижеприведенного материала стала пейзажная зарисовка?

Очень жарко. Небо надо мной высокое и чистое, такое, что страшно смотреть в его бездонную синеву. Солнце настолько яркое, что прибрежная растительность, скала и камни на пустынном берегу приобрели какой-то белесый цвет, как будто все выгорело, поблекло. Песок тоже стал белым, от чего кажется еще горячее. На воде вяло качаются яркие вспышки солнечных бликов.

Глазам больно смотреть. Окружающую действительность не созерцаешь, а ощущаешь «всеми фибрами души», покоряясь жаре. Веки тяжелеют. Все вокруг превращается в мираж. Ноги отказываются идти. Горячий воздух сковывает все тело и давит на него. Хочется лечь и закрыть глаза.

Через неопределенное время, чувствую, что раскаленный песок прогрел все мое тело. Кажется, что песок через кожу и поры просочился во все закоулочки души и сознания. И в жилах вместо крови пересыпается парализующий горячий песок. Не могу пошевелиться. Нет сил открыть глаза, поэтому окружающую действительность воспринимаю по памяти и осязаю через кожу.

Берег остался таким же блеклым и пустынным. Вода все также вяло рябит. Но появился ленивый бриз. Спасительный ветерок сдувает с неподвижного тела песчинки и заставляет думать. Появляется ощущение плена и бессилия.

Считаю мгновения. Жду нового свежего воздуха с моря. С каждым дуновением бриз становится смелее, порывистей, разбивая волну о прибрежный камень на живительные брызги. Хочется пить. Пересохшими губами пытаюсь поймать капельку моря, чтобы напиться, встряхнуть с себя оцепенение, подняться и уйти. Чувствую, что ветер усилился, и где-то в море зародилась новая волна, которая по мере приближения к берегу, набирает силу.

Подо мной задрожал песок, резонансом дрожь перешла на тело. Песок в жилах тоже задрожал и потек по телу, от чего стали двигаться руки и ноги. Я приподнялась. Села. Со лба скатились соленые капли. Оказывается, зародившаяся в море волна, уже давно достигла берега, и у нее хватило сил, чтобы окатить меня с ног до головы. Вокруг стало темно.

Потом щелчок и вспышка света. В руках тоненькая стеклянная трубочка, через воспаленные глаза в сознание пришло, что это градусник и серебряный ртутный столбик запекся на отметке «39 и 9».

Нина Браун

ТЕМА 2

Стратегия описания. Репортаж с места события. Репортаж-эксперимент. Реконструкция события (истории). Иллюстрация в описании. Психологический портрет. Бытовая зарисовка.

ОПИСАНИЕ: излагайте впечатления

Эффективное описание создает надолго запоминающиеся словесные изображения предметов, людей, обстановки. Чувственные впечатления – восприятия органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания – формируют фундамент описательного изложения.

Цель

Иногда описание стоит особняком; иногда оно обогащает другие виды письменного изложения. Оно появляется в историях и биографиях, художественной прозе и поэзии, журналистике и рекламе, а время от времени и в техническом изложении. Некоторые описания просто создают образы и настроение, когда автор рисует, например, словесную картину болотистой, окутанной туманом местности. Но описание может и пониманию или подвести к действию.

Чувственные впечатления

Точные чувственные впечатления начинаются с пристального реального или мысленного наблюдения. В большей части описаний авторы комбинируют несколько чувственных впечатлений.

Господствующее впечатление

Опытные авторы отбирают и выражают чувственные восприятия, чтобы создать господствующее впечатление – общее настроение или ощущение, такое, как радость, гнев, ужас или отвращение. Каков бы ни был выбор, словесная картина приближающегося урагана, чтобы вызвать ощущение страха, может быть, например, нарисована с помощью описания рядов зловещих свинцово-серых туч, ослепительных вспышек молнии и т.д.

Наблюдательный пункт

Вы можете вести описание либо с неподвижного, либо с движущего наблюдательного пункта. Недвижимый наблюдатель находится на одном и том же месте и сообщает только то, что может быть воспринято оттуда.

Движущийся наблюдатель обозревает предметы с разных позиций, отмечая изменения своего местоположения такими выражениями, как «проходя через турникет» или «когда я свернул за угол».

Каков бы ни был ваш наблюдательный пункт, неподвижный или движущийся, сообщайте только то, что было бы видно тому, кто находился бы там же.

Выбор деталей

Эффективное описание зависит в равной степени как от того, что вы исключаете, так и от того, что включаете. Не пытайтесь уместить в вашу письменную работу каждую возможную деталь. Такой подход покажет всего лишь, что вы умеете видеть, но не писать. Отбирайте только детали, целенаправленно ведущие к настроению или ощущению, которое вы стремитесь создать.

Размещение деталей

Описание, как и другой вид письменного изложения, должно иметь ясную модель организации, которая бы направляла читателя и помогала вам в достижении цели. Часто полезной оказывается та или иная пространственная организация деталей. Чтобы описать субботний вечер на футболе, вы можете начать с переполненной автостоянки, затем переместиться на шумные трибуны и т.д.

Иногда в описании придерживаются последовательности во времени. Автор может, например, изобразить изменения в лесном пейзаже, как зима переходит в весну, а весна, в свою очередь, дает начало лету.

Этические проблемы

Неточные описания могут привести к разным нежелательным последствиям. Обязательно ответьте на следующие вопросы о вашем описании:

- Сочли бы читатели мое письменное изложение достоверным, если бы оказались в данном месте?

- Сообщил ли я читателям достаточно информации, чтобы они сумели определить любое умышленное искажение фактов?

- Вводит ли это описание читателей в заблуждение так, что это может повредить им?

Наши рекомендации