Истоки возникновения психодиагностики.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XIX и XX вв. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году в Германии была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии. Ее основатель В. Вундт Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слов.Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми. психология стала еще одним источником психодиагностики. Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.
Основные этапы исторического развития психодиагностики смотри в тетради
4.Особенности развития психодиагностики в России.Становление психодиагностики в России прошло свой длительный и непростой путь. Так, в начале двадцатого века в России были широко известны и популярны тесты. Особый интерес к тестам был проявлен педагогами, которые надеялись с их помощью получить определенные сведения об интеллектуальных способностях учеников, об особенностях развития их личности.Первый период характеризуется элементарным заимствованием зарубежных тестовых методик, что не являлось критичным для развития советской психодиагностики. Применение на практике таких заимствованных методик иногда оборачивалось радикальными решениями, касающихся судьбы обследованных учащихся. В то время ведущими психологами в нашей стране были Л.С. Выготский, К.Н. Корнилова, П.П. Блонский и их позиция имела отношение к проведению чёткой демаркационной линии между тестовыми методиками и методом тестов, как определенной методологической идеи, которая в то время не была должным образом реализована. Второй период (с середины 30-х годов и до конца 50-х) прошел под влиянием постановления 1936 года ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». После данного постановления в России произошел спад в развитии отечественной психодиагностики, т.к. было категорическое отрицание любых тестов и методов количественной оценки умственных способностей личности. Все разработки метода теста, а также развитие прикладной и экспериментальной психологии прекратились.Третий период (начиная с 70-х годов) характеризовался сознательным поворотом к углубленной разработке общей теории практической работы психологов, в том числе теории разумного применения качественных и количественных методов в психодиагностике. Отечественная психодиагностика после такого длительного затишья вновь обратилась к конструктивному решению проблем практической психологии. Современное состояние психодиагностики в России отличается огромным количеством разработок, методов и методик, учебных пособий, практикумов, которые адресованы широкому кругу специалистов.