Кафедра микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
Кафедра микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и
Ветеринарно-санитарной экспертизы
Золотухин С.Н., Васильев Д.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению лабораторно-практических занятий
по САНИТАРНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
для студентов факультета ветеринарной медицины
(специальность 310800 – ветеринария)
специализация – ветеринарный врач-бактериолог
Ульяновск -2000
Значение раздела. Усвоение данного раздела обеспечивает приобретение студентами знаний, необходимых при изучении последующих дисциплин санитарно-гигиенического профиля, умений пользоваться санитарно-бактериологическими методами и показателями ГОСТ в практике ветеринарных лабораторий и клиник для оценки эпизоотологической и эпидемиологической ситуаций.
Цель раздела. Усвоить знания о предмете, задачах и значении санитарной микробиологии, об условно-патогенных и санитарно-показательных микроорганизмах, принципах и методах санитарно-микробиологического исследования воздуха, воды, почвы, предметов обихода, пищевых продуктов; знать возбудителей пищевых токсикоинфекций и токсикозов, их биологические свойства, лабораторную диагностику бактериальных отравлений людей и кормовых отравлений животных микробного происхождения. Изучить методы санитарно-бактериологического исследования воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, кормов, смывов с предметов для оценки микробиологического моноторинга в животноводческих помещениях, оценки качества дезинфекции.
Занятие 1.
Тема: Санитарно-микробиологическое исследование
воздуха и воды.
4 часа
Цель занятия. Овладеть методами санитарно-бактериологического исследования воздуха, воды.
Содержание занятия: 1) определение общей микробной загрязненности воздуха; 2) определение микробного числа воды; 3) определение коли-титра воды бродильным методом; 4) определение коли-индекса воды с помощью мембранных фильтров; 5) определение индекса энтерококка воды; 6) изучение методов исследования воды на наличие сальмонелл.
Вопросы для самоподготовки. Роль, значение и задачи санитарной микробиологии. Учение о санитарно-показательных микроорганизмах. Микрофлора воздуха и методы микробиологического исследования (атмосферный воздух и воздух закрытых помещений). Санитарно-показательные микроорганизмы воздуха. Микрофлора воды и методы ее бактериологического исследования. Санитарно-показательные микроорганизмы воды. Методы индикации патогенных микроорганизмов.
САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДУХА
Задание 1.Определить микробное число воздуха: седиментационным методом (по Коху) — посев воздуха на мясопептонный агар и аспирационным методом (с помощью аппарата Кротова) — посев воздуха на мясопептонный агар, кровяной и молочно-желточно-солевой агар.
Материалы и оборудование. Чашки Петри с мясопептонным агаром, кровяным и молочно-желточно-солевым агаром, аппарат Кротова.
Таблица 1
Санитарно-бактерио логическое исследование воздуха
Метод исследования | Число микробов в I м3 воздуха (пигментных, споровых, плесневых грибов) | Число золотистых стафилококков и стрептококков в1 м3 воздуха |
Посев по методу Коха | ||
Посев с помощью аппарата Кротова |
САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ
Исследование воды проводится по трем показателям: 1) микробное число воды; 2) коли-индекс и коли-титр; 3) обнаружение патогенных бактерий кишечной группы.
Задание 2. Определить микробное число воды: произвести взятие проб воды и сделать посев разведений исследуемой воды на мясопептонный агар (табл. 2).
Материалы и оборудование. Колба с исследуемой водой — 50 мл, пробирки со стерильной водой по 9 мл, стерильные чашки Петри, стерильные пипетки на 1—2 мл, пробирки с мясо-пептонным агаром по 10 мл, водяная баня, термометр.
Таблица 3
Определение коли-титра воды
Этапы исследования | Объем засеваемой воды, мл | ||||
0,1 или 1(1:10) | 0,01 или 1(1:100) | ||||
I. Посев в пробирки с глюкозопептонной средой» мл Результат ( + или - ) | (конц.) | (конц.) | (норм. конц.) | (норм. конц.) | (норм. конц.) |
2. Высев из глюкозо-пептонной среды на среду Эндо Результат: цвет колоний микроскопия проба на оксидазу | |||||
3. Высев со среды Эндо в глюкозо- пептонную среду Результат (+ или - ) | |||||
Заключение: |
Материалы и оборудование. Колба с исследуемой водой — 50 мл; пробирки с разведенной водой в 10, 100 раз (приготовленные при определении микробного числа воды); пробирки с концентрированной глюкозопептонной средой — одна с 10 мл и одна с 1 мл среды; 3 пробирки, содержащие по 10 мл среды нормальной концентрации; пипетки на 10 мл и на 1—2 мл.
Таблица 4
МИКРООРГАНИЗМОВ В ВОДЕ
Задание 6.Изучить методы исследования воды на наличие сальмонелл.
Материалы и оборудование. Колбы с исследуемой водой — 500 мл и 200 мл, колбы с 10% пептонной водой — 10 мл и селенитовой средой — 200 мл.
Часа
Цель занятия: Освоение методов санитарно-бактериологического исследования воздуха, воды, почвы.
Содержание занятия: 1) исследование воздуха на общую обсемененность (учет результатов); 2) определение микробного числа воды (окончание); 3) определение коли-титра воды бродильным методом (продолжение); 4) определение индекса энтерококка воды (продолжение); 5) исследование воды на наличие сальмонелл (продолжение); 6) определение микробного числа почвы; 7)определение коли-титра почвы; 8) определение перфрингенс-титра почвы.
Вопросы для самоподготовки. Санитарно-показательные микроорганизмы воздуха. Микрофлора почвы, методы микробиологического исследования. Санитарно-показательные микроорганизмы почвы.
ВОЗДУХА (ОКОНЧАНИЕ)
Задание 1. Учесть результаты исследования воздуха на общую обсемененность микробами, подсчитать число колоний, выросших на чашках с мясопептонным агаром, определить количество микробов в 1 м воздуха. Произвести микроскопическое исследование колоний, выросших на кровяном и молочно-желточно-солевом агарах, определить количество золотистых стафилококков и стрептококков в 1 м3 воздуха.
Материалы и оборудование. Посевы, сделанные студентами на занятии 1; аппарат для счета колоний.
Методические указания к выполнению работы.Пояснение к работе и таблицу см. в занятии 1 (задание 1). Результаты записать в табл.1.
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Часа
Цель занятия. Изучить методы санитарно-бактериологического исследования воды, почвы, пищевых продуктов.
Содержание занятия: 1) определение коли-титра воды бродильным методом (окончание); 2) определение индек- энтерококков воды (окончание); 3) исследование воды на наличие сальмонелл (окончание); 4) определение микробного числа почвы (окончание); 5) определение колититра почвы бродильным методом; 6) определение перфрингенс-титра почвы (окончание); 7) определение общей микробной обсемененности молока; 8) определение коли-титра молока; 9) бактериоскопическое исследование сметаны и кефира; 10) исследование пищевых продуктов при пищевых токсикоинфекциях.
Вопросы для самоподготовки. Общие принципы санитар-но-микробиологического исследования пищевых продуктов. Бактериальная флора молока и молочнокислых продуктов. Методы санитарно-бактериологического исследования молока и молочных продуктов. Значение условно-патогенных микроорганизмов в этиологии пищевых токсикоинфекций. Микотоксикозы. Мясопродукты как источник и фактор передачи инфекционных заболеваний. Методьэ санитарно-бактериологического исследования мясных продуктов. Методы санитарно-бактериологического исследования консервов.
Таблица 8
Определение микробного числа пастеризованного молока
Ингредиенты | Разведение | ||
1:10 | 1:100 | 1:1000 | |
Засеваемые объемы молока, мл | |||
Мясопептонный агар, мл | |||
Количество выросших колоний | |||
Результат |
Задание 8. Определить коли-титр молока (I этап): посеять исследуемый продукт в пробирки со средой Кесслера (табл. 9).
Материалы и оборудование. Пробирка с молоком, пробирка с молоком, разведенным в 10 раз, 6 пробирок со средой Кесслера по 5 мл, пипетки на 1 —2 мл.
Методические указания к выполнению работы. Для определения коли-титра молока и молочных продуктов используют посевы различных объемов или развода ний проб продукта в среды Кесслера (в ряде случае используют среду Хейфеца). БГКП при росте на сред Кесслера расщепляют глюкозу, о чем судят по образованию газа в поплавке, при росте на среде Хейфеца происходит исходит изменение цвета из красно-фиолетового на желтый впоследствии - до салатово-зеленого в результате появления кислых продуктов.
Таблица 9
Таблица 10
Молока и молочных продуктов
Пищевой продукт | Допустимые бактериологические показатели | ||
данные микроскопического исследования | общее микробное число | коли-титр | |
Молоко, сливки | Не проводится | Группа А — не более 75000 Группа В — не более 150000 Фляжное — 300 000 | Группа А —не менее 3, группа В и фляжное — не менее 0,3 |
Сухое молоко | Не проводится | Не более 2500 | Не допускается |
Простокваша, ряженка, йогурт, напиток «Южный» | Мелочно-кислые стрептококки, палочки | Не определяется | 0,3 |
Кефир | Молочно-кислые стрептококки, палочки, единичные дрожжи | -//- | 0,3 |
Творог, сметана | Молочно-кислый стрептококк | -//- | Не менее 0,001—0,0001 |
Мороженое, молочные коктейли | Не проводится | Не более 100000 | Не менее 0,3 |
Кремы и кремовые изделия | -//- | Не нормируется | Не менее 0,01 |
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Задание 2. Закончить определение общего микробного обсеменения молока (или мороженого), подсчитать количество колоний, выросших на чашках с мясопептонным агаром, и определить количество микробов в 1 мл или 1 г продукта, результаты записать в табл. 43, дать заключение (см. табл. 45).
Материалы и оборудование.Посевы на мясопептонном агаре, сделанные студентами на занятии 3, счетная камера.
Пищевых продуктов,
Лабораторная диагностика
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Задание 1. Закончить исследование молока или мороженого на коли-титр: изучить колонии, выросшие на среде Эндо, из характерных колоний сделать мазки, окрасить по Граму, микроскопировать, результаты записать втабл. 44, дать заключение.
Материалы и оборудование.
Посевы на среде Эндо, сделанные студентами на занятии 4, среда Симонса, Кеслера, жидкая среда с глюкозой.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
кафедра микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и