Оценка функциональных состояний с использованием опросника «САН»
Конституциональные черты не единственное проявление регуляции жизнедеятельности человека на уровне организма. Не меньшее значение имеют и его функциональные состояния - самочувствие, активность, настроение и др. В своей основе эти состояния имеют фон или уровень активации нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой деятельности. Функциональные состояния зависят от множества факторов, перечисление которых, в данном случае, не представляется целесообразным. Вместе с тем текущий замер этих состояний особых осложнений не вызывает и оттого может быть рекомендован для регулярного или эпизодического определения, с тем чтобы вовремя принять меры к активизации и повышению эффективности деятельности. Особенно это необходимо при использовании активных методов социально-психологической подготовки.
Опросник САН. Это бланковая методика, разработанная в Первом Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения ( по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.
Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл, следующий за ним индекс 2-за 2, индекс 1 за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое- как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие-5,4, активность-5,0, настроение-5,1. Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А вот по мере нарастания усталости соотношение между ними изменятся за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
КОД ОПРОСНИКА
Вопросы на самочувствие - | 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26. |
Вопросы на активность - | 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28. |
Вопросы на настроение - | 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30. |
ПЕРЕВОД В СТЕНЫ:
МУЖЧИНЫ | ||||||||||
Самочувствие | ||||||||||
Активность | ||||||||||
Настроение | ||||||||||
ЖЕНЩИНЫ | ||||||||||
Самочувствие | ||||||||||
Активность | ||||||||||
Настроение |
САМООЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Типовая карта методики САН
Фамилия_______________Пол_______Возраст________Дата__________Время_____
Самочувствие хорошее | 3 2 1 0 1 2 3 | Самочувствие плохое |
Чувствую себя сильным | 3 2 1 0 1 2 3 | Чувствую себя слабым |
Пассивный | 3 2 1 0 1 2 3 | Активный |
Малоподвижный | 3 2 1 0 1 2 3 | Подвижный |
Веселый | 3 2 1 0 1 2 3 | Грустный |
Хорошее настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Плохое настроение |
Работоспособность | 3 2 1 0 1 2 3 | Разбитый |
Полный сил | 3 2 1 0 1 2 3 | Обессиленный |
Медлительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Быстрый |
Бездеятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Деятельный |
Счастливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несчастный |
Жизнерадостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Мрачный |
Напряженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Расслабленный |
Здоровый | 3 2 1 0 1 2 3 | Больной |
Безучастный | 3 2 1 0 1 2 3 | Увлеченный |
Равнодушный | 3 2 1 0 1 2 3 | Взволнованный |
Восторженный | 3 2 1 0 1 2 3 | Унылый |
Радостный | 3 2 1 0 1 2 3 | Печальный |
Отдохнувши | 3 2 1 0 1 2 3 | Усталый |
Свежий | 3 2 1 0 1 2 3 | Изнуренный |
Сонливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Возбужденный |
Желание отдохнуть | 3 2 1 0 1 2 3 | Желание работать |
Спокойный | 3 2 1 0 1 2 3 | Озабоченный |
Оптимистичный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пессимистичный |
Выносливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Утомленный |
Бодрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Вялый |
Соображать трудно | 3 2 1 0 1 2 3 | Соображать легко |
Рассеянный | 3 2 1 0 1 2 3 | Внимательный |
Полный надежд | 3 2 1 0 1 2 3 | Разочарованный |
Довольный | 3 2 1 0 1 2 3 | Недовольный |
Метод «Незаконченные предложения»
ОПИСАНИЕ
Метод незаконченные предложения применяется в экспериментально - психологической практике давно. Существует множество его вариантов.
Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
2. ИНСТРУКЦИЯ: " На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".
3. ОБРАБОТКА: для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных мне семей:
1. Несчастливы, недружные, распались | -2 |
2. Нервные, не очень дружные | -1 |
3. Все одинаковы |
Будущее кажется мне:
1. Мрачным, плохим, странным | -2 |
2. Туманным, неприглядным | -1 |
3. Неясным, неизвестным |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.
БЛАНК ТЕСТА.
1. Я думаю, что мой отец редко ______________________________________________________________
2. Если все против меня, то __________________________________________________________________
3. Я всегда хотел __________________________________________________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост _______________________________________________________
5. Будущее кажется мне _____________________________________________________________________
6. Моё начальство _________________________________________________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь _________________________________________________________________
8. Думаю, что настоящий друг _______________________________________________________________
9. Когда я был ребенком ____________________________________________________________________
10.Идеалом женщины (мужчины ) для меня является ____________________________________________
11.Когда вижу женщину вместе с мужчиной ____________________________________________________
12.По сравнению с большинством других семей моя семья _______________________________________
13.Лучше всего мне работать с _______________________________________________________________
14.Моя мать и я ___________________________________________________________________________
15.Сделал бы все, чтоб забыть _______________________________________________________________
16.Если бы мой отец только захотел __________________________________________________________
17.Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___________________________________________________
18.Я мог бы быть очень счастливым __________________________________________________________
19.Если кто-нибудь работает под моим руководством____________________________________________
20.Надеюсь на _____________________________________________________________________________
21.В школе мои учителя ____________________________________________________________________
22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь __________________________________________
23.Не люблю людей, которые ________________________________________________________________
24.До войны я _____________________________________________________________________________
25.Считаю, что большинство юношей и девушек ________________________________________________
26.Супружеская жизнь кажется мне ___________________________________________________________
27.Моя семья обращается со мной как с _______________________________________________________
28.Люди, с которыми я работаю ______________________________________________________________
29.Моя мать_______________________________________________________________________________
30.Моей самой большой ошибкой было ________________________________________________________
31.Я хотел бы, чтобы мой отец _______________________________________________________________
32.Моя небольшая слабость заключается в том _________________________________________________
33.Моим скрытным желанием в жизни_________________________________________________________
34.Мои подчиненные _______________________________________________________________________
35.Наступит тот день, когда _________________________________________________________________
36.Когда ко мне приближается мой начальник __________________________________________________
37.Хотелось бы мне перестать бояться _________________________________________________________
38.Больше всего люблю тех людей, которые ___________________________________________________
39.Если бы я снова стал молодым ____________________________________________________________
40.Считаю, что большинство женщин (мужчин ) ________________________________________________
41.Если бы у меня была нормальная половая жизнь _____________________________________________
42.Большинство известных мне семей _________________________________________________________
43.Люблю работать с людьми, которые ________________________________________________________
44.Считаю, что большинство матерей _________________________________________________________
45.Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если _____________________________________
46.Думаю, что мой отец _____________________________________________________________________
47.Когда мне начинает не везти, я ____________________________________________________________
48.Больше всего я хотел бы в жизни __________________________________________________________
49.Когда я даю другим поручение ____________________________________________________________
50.Когда буду старым ______________________________________________________________________
51.Люди, превосходство которых над собой я признаю ___________________________________________
52.Мои опасения не раз заставляли меня _______________________________________________________
53.Когда меня нет, мои друзья _______________________________________________________________
54.Моим самым живым воспоминанием детства является ________________________________________
55.Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)___________________________________________
56.Моя половая жизнь ______________________________________________________________________
57.Когда я был ребенком, моя семья __________________________________________________________
58.Люди, которые работают со мной __________________________________________________________
59.Я люблю свою мать, но __________________________________________________________________
60.Самое худшее, что случилось совершить, это ________________________________________________
Методика Дембо-Рубинштейна
МЕТОДИКА
На листе бумаги проводится несколько вертикальных линий- шкал, длиной 12 см, каждая из которых обозначает какое-то состояние, свойство или черту личности. Данный вариант предлагает 4 шкалы:
1-характер
2- ум
3-здоровье
4-счастье
ИНСТРУКЦИЯ: Каждый из вас оценивает свои возможности, способности. Представьте, что шкалы обозначают характер, ум, здоровье, счастье (шкалы записываются на доске или предоставляется готовый бланк). Верхняя точка на линии соответствует наивысшему уровню развития этих качеств, нижняя - самому низкому. Отметьте крестиком на каждой линии то место, которое показывает уровень развития ваших собственных качеств сейчас. Отметьте, как бы вы хотели, чтобы эти качества были у вас раз-
виты. Для этого поставьте на этих же линиях в нужном месте черточки.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: отметки на шкалах соединяются одной линией. На основе полученного рисунка и индивидуальной беседы с человеком проводится дальнейшая работа. Рисунок позволяет выявить высоту самооценки по отметкам, которые отражают положение и желаемую позицию. Для проверки в ходе беседы выясняют общее представление человека о себе и о других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах. Устойчивость самооценки определяется повторным обследованием через 10-14 дней, адекватность самооценки следует проверять наблюдением или же методом экспертных оценок.
"Пилообразный" профиль самооценки (рисунок линии) отвечает состоянию неуравновешенности проявления свойств личности, или (и) общественных, внутригрупповых ее отношений, когда отсутствует стабильность личностного развития. Это не является негативным фактом, также как не является и фактом положительным в самооценке человека: важно поставить вопрос о причинах обнаруженного в данный момент самоизменения личности, или вообще о том, является ли нестабильность самооценки ситуативной: возможно, эта нестабильность отражает характерологические особенности личности, определенные типологические особенности темперамента, характера, мотивации и других психических образований. Так задается уже на основании этого простого опыта программа будущего комплексного самопознания личности, - по и по содержанию, - с применением индивидуально определенного набора методик. При дальнейшем изучении личности учитывается не только (не)стабильность самооценки, но и ее высота.
Методика свободного самоописания
Методика свободного самоописания сходна с методикой Дембо - Рубинштейн в том плане, что в ней диагностическая информация черпается непосредственно из рефлексии испытуемых. Однако, если в методике Дембо - Рубинштейн оценочные шкалы задаются диагностом, то в методике свободного самоописания испытуемый должен сам "определить шкалы" (номинальные), выраженность которых для него характерна. Фактически, мы можем рассматривать свободное самоописание как совокупность таких, выделяемых испытуемым "шкал". В этом отношении, если методика Дембо- Рубинштейн по своему методическому приему больше похожа на технику контрольных списков, упрощенную до предела, то методика свободного самоописания больше похожа на технику конструктов. В частности, ее можно использовать как один из приемов формирования актуальных для испытуемого конструктов оценки объекта "Собственного Я".
ИНСТРУКЦИЯ: "Опишите себя в 10 предложениях так, чтобы было понятно, что Вы за человек, что является наиболее существенным в Вашей личности".
Таким образом, результатом работы испытуемого с методикой свободного самоописания является творческий продукт в виде неформализованного текста. Интерпретация результатов ведется через анализ текста (как правило, рукописного) самоотношения и особенностей поведения испытуемого в процессе его написания.
Очевидно, что формализованный текст свободного самоописания содержит в себе значительно больше диагностической информации по сравнению с компактными формализованными методиками типа методики Дембо - Рубинштейн. Проблемы, возникающие при обработке протоколов свободного самоописания, заключаются в том, чтобы понять, какого рода эта информация (определить область валидности методики), и в том, чтобы научиться эту информацию извлекать из протоколов, т.е. стандартизировать способы анализа текстов такого типа.
Очевидно, что область валидности методики свободного самоописания должна зависеть от ситуации, в которой используется методика. Естественно предположить, что протоколы методики в ситуации экспертизы, когда у испытуемых есть основания для беспокойства о способах использования психодиагностической информации, протоколы будут значительно беднее протоколов той же методики, применяемой в условиях консультирования, когда поводов для подобного беспокойства у испытуемых нет. Излагаемые здесь результаты относительно области валидности свободных самоописаний получены при использовании этой методики в ситуации консультирования.
Для определения области валидности методики свободного самоописания использовался следующий прием /43/. Сначала группа психологов по протоколам методики приписывала испытуемым те качества, о выраженности которых, по их мнению, эти протоколы свидетельствуют, и подробно обосновывала причину своего заключения. Затем вторая группа психологов-экспертов оценивала правомерность этих заключений. В результате были выделены качества, заключения о выраженности которых получили согласованные высокие экспертные оценки. Совокупность этих качеств образовала область "сильной валидности", т.е. реально присутствующей в протоколах свободного самоописания психодиагностической информации.
Кроме качеств, вошедших в область "сильной валидности", можно говорить о качествах "слабо валидных", которые приписываются испытуемому по протоколу свободного самоописания без должной обоснованности, что и устанавливается в ходе вторичной экспертизы. Было установлено, что в области "сильной валидности" методики свободного самоописания, применяемой в условиях консультации, вошли на ряду с характеристиками самоотношения, интегральные характеристики направленности (на внешнее окружение - на себя), а так же характеристики общего энергетического потенциала и волевой сферы личности.
Попытка стандартизации способов анализа текстов протоколов, предпринятая в том же исследовании, не привела к практически значимым результатам, несмотря на привлечение аппарата современной лингвистики.
Однако было установлено, что суммарные оценки экспертов второй ступени заключениями, даваемым экспертами первой ступени, т.е., фактически, оценки самим экспертам первой ступени, варьировались в широких пределах. В этой связи возникает естественное предположение, что, поскольку формализация способа анализа свободных самоописаний сталкивается с существенными трудностями, стандартизации процедуры обработки результатов, а на стандартизации самих диагностов, использующих методику. Процедура последней заключается в согласовании заключений диагноста по некоторым "эталонным" протоколам с согласованными между собой заключениями групп компетентных экспертов по тем же "эталонным" протоколам.
Полученные данные позволяют предположить, что методика свободных самоописаний может с успехом использоваться в консультативной практики при условии достаточной компетенции (опыта и навыков работы) применяющего ее психолога.