С. Отношение суждения, или суждения необходимости
§ 31
Снятием качественного и количественного определений полагается единство содержания субъекта и предиката, каковые отличаются теперь только по форме , так что один и тот же предмет в одном случае выражен в определении субъекта, в другом случае – в определении предиката.
§ 32
Так как по отношению к своему предикату субъект выступает как особенный, то теперь уже обратно тому, что мы видели в качественном суждении, субъект является определенностью предиката и непосредственно подведен под него. Всеобщность предиката выражает, таким образом, не только сведéние воедино определенностей субъекта подобно предикату рефлексии, но и всеобщую внутреннюю природу субъекта: категорическое суждение.
(Тело обладает тяжестью. Золото есть металл. Дух разумен.)
§ 33
Однако вследствие того, что субъект и предикат не только тождественны, но и различны, их единство должно быть выражено как единство противоположностей , т.е. как необходимая связь: гипотетическое суждение.
§ 34
Тождество содержания, имеющееся в категорическом суждении, и связь противоположностей или различий, имеющаяся в гипотетическом суждении, объединены в дизъюнктивном суждении. В последнем субъект является всеобщей сферой или рассматривается в качестве того, чтó образует предикат. Предикат же выражает обособления или различные определения субъекта. Эти обособления и определения все вместе при{133}надлежат всеобщему. По своим особенностям и в отношении к субъекту они взаимно исключают друг друга.
D. Модальность суждений, или суждения, соотносящие понятие с наличным бытием
§ 35
В дизъюнктивном суждении наличное бытие выражено во всех моментах понятия. Модальность же суждения состоит в том, что нечто налично существующее соотнесено со своим понятием, как таковым, и предикат суждения высказывает лишь их соответствие или несоответствие .
§ 36
Первое суждение модальности есть суждение ассерторическое . Оно постольку есть лишь заверение , поскольку в нем еще не выражено ни свойство субъекта , которое должно сравниваться с понятием , ни само понятие. Поэтому такое суждение имеет сначала лишь характер субъективной уверенности.
(Этот поступок плох; эти слова истинны.)
§ 37
Вопреки уверению ассерторического суждения возможно поэтому точно так же и утверждение противоположного , причем предикат выражает лишь одну из этих противоположных определенностей, в то время как субъект, рассматриваемый как всеобщая сфера, может содержать их обе . Благодаря этому ассерторическое суждение переходит в проблематическое , которое утверждает лишь возможность соответствия или несоответствия некоторого наличного бытия понятию.
§ 38
В силу этого всеобщность субъекта утверждается с некоторым ограничением. Последнее выражает свойство, в котором заключается соответствие или несоответствие наличного бытия и понятия. Предикат не {134}выражает ничего, кроме этого равенства или неравенства свойства и понятия вещи. Такое суждение является аподиктическим .
III. Умозаключение
§ 39
Умозаключение есть полное выражение понятия. Оно вообще содержит суждение с основанием последнего . Тут два определения соединены посредством третьего, представляющего собой их единство. Налицо понятие в его единстве – среднем термине умозаключения и в его раздвоении – крайних терминах умозаключения.
§ 40
Соотнесение обоих крайних терминов умозаключения со средним термином непосредственное; соотнесение же их друг с другом опосредствовано средним термином. Оба первых непосредственных соотнесения представляют собой суждения, называющиеся посылками ; а то соотнесение, которое опосредствовано, называется заключением .
§ 41
Сначала умозаключение выражает свои моменты лишь своей формой , так что средний термин по отношению к крайним выступает как самостоятельная определенность, а основание, или единство моментов, еще только субъективно . То, что само по себе первоначально, здесь выступает как нечто выведенное и имеет значение следствия.
А. Умозаключения качества или присущности
§ 42
Форма данного умозаключения, E-О-В, означающая, что нечто единичное соединено со всеобщим посредством особенного , является общим правилом умозаклю{135}чения вообще. В этом первом непосредственном умозаключении особенное, или средний термин, представляет собой некоторое качество , или же определенность единичного, точно так же как и всеобщее представляет собой какую-то определенность особенного. Именно поэтому и можно от единичного через какую-либо другую из его определенностей, которых у него много , а равным образом и от нее перейти к какой-то другой всеобщности ; точно так же к другой всеобщности можно перейти и от особенного , ибо особенное тоже содержит в себе различные определения. Это первое умозаключение, таким образом, хотя и правильно по своей форме, по своему содержанию, однако произвольно и случайно .
(Зеленый цвет приятен; этот лист зелен; следовательно, он приятен. – Чувственное ни плохо, ни хорошо. А ведь человек чувственен. Следовательно, он ни плох, ни хорош. – Храбрость есть добродетель. Александр обладал храбростью. Следовательно, он был добродетелен. – Пьянство есть порок. Александр предавался пьянству. Следовательно, он порочен, и т.д.).
§ 43
По своей форме обе посылки являются тут непосредственными соотнесениями. Форма же умозаключения содержит, однако, требование, чтобы и они были опосредствованы или, как обычно выражаются, чтобы посылки были доказаны . Но доказательство посредством данной формы умозаключения было бы только повторением этой формы, причем до бесконечности повторялось бы и то же самое требование.
§ 44
Опосредствование, а именно опосредствование особенности и всеобщности, необходимо, следовательно, произвести с помощью момента единичности . Это дает вторую форму умозаключения: В-Е-О. Прежде всего данное умозаключение правильно лишь в том случае, когда B-Е представляет собой законное суждение. {136}А чтобы это было так, В должно быть партикулярным. Таким образом, единичное, собственно говоря, не есть средний термин. Умозаключение сведено к форме первого умозаключения, но вывод является партикулярным. (Многие логики считают, что нет необходимости сводить вторую фигуру к первой, поскольку умозаключать в ней можно; однако на самом деле умозаключать в ней можно в силу именно этой формы ). Во-вторых же, данное умозаключение, собственно говоря, означает, что непосредственные определения или, лучше сказать, непосредственные качества соединены через единичность, и в этом смысле соединены случайно.
§ 45
Единичное, соединенное с особенным через всеобщее , дает третью форму умозаключения: О-В-E. Всеобщее выступает здесь как опосредствующее определение и в обеих посылках является предикатом. Но как из того, что два определения присущи одному и тому же единичному, не следует, что эти определения суть одно и то же, точно так же и из того, что два определения подведены под одно и то же всеобщее, не следует, что их можно связать как субъект и предикат. Только в том случае, когда бóльшая посылка отрицательная и, следовательно, может быть обращена, данное умозаключение может быть сведено к первому и тем самым получает правильную форму.
(Ни одно из конечных существ не свято. Бог не есть конечное существо. Следовательно, бог свят.)
§ 46
Объективный смысл такого умозаключения заключается в том, что единственным основанием соединения особенности с единичностью является их тождественная природа.
§ 47
В ряду этих умозаключений, во-первых, каждое из трех определений уже побывало средним термином. Сведéние второй и третьей формы умозаключения к {137}первой означает снятие качественности . Во-вторых, хотя каждое непосредственное соотношение первого умозаключения и было опосредствовано последующими умозаключениями, тем не менее каждое из этих последующих умозаключении предполагает предыдущие умозаключения, иначе говоря, каждое опосредствованное единство предполагает непосредственное равенство.