А. Бытие, ничто, становление
§ 9
Бытие есть простая бессодержательная непосредственность, имеющая свою противоположность в чистом Ничто, а их соединение представляет собой становление : как переход от ничто к бытию – это возникновение , наоборот – прехождение .
(Здравый человеческий рассудок, как часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто. Либо бытие есть, либо его нет. Третьего не дано . То, что есть, не начинается. То, чего нет, – тоже. Именно поэтому рассудок и утверждает невозможность начала .)
В. Наличное бытие
§ 10
Всякое наличное бытие есть возникшее, определенное бытие, т.е. бытие, обладающее вместе с тем отношением к чему-то другому , следовательно, к своему небытию.{96}
§ 11
a) Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С одной стороны, оно существует само по себе , с другой стороны, обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями, есть реальность .
§ 12
b) Нечто налично существующее обладает отношением к иному. Иное же есть налично существующее как небытие нечто. Последнее поэтому имеет прежде всего некоторую границу или предел и является конечным . То, каким нечто должно быть само по себе, есть его определение .
§ 13
Каково нечто для иного, как оно взаимосвязано с иным, а стало быть, само по себе также непосредственно положено иным, таков его характер (Beschaffenheit) .
§ 14
Каково нечто как по себе, так и для иного в себе, такова его определенность или же качество . Граница не есть лишь простое прекращение, но она принадлежит этому нечто самому по себе.
§ 15
c) Благодаря своему качеству, т.е. благодаря тому, чтó оно есть , нечто подвержено изменению . Оно изменяется, поскольку его определенность в связи с иным становится устроенностью.
С. Для-себя-бытие
§ 16
Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще снимается, снимает себя и само это изменение. {97}Тем самым бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно есть [теперь] для себя .
§ 17
Оно есть одно , соотносящееся только с самим собой, а по отношению ко всему иному отталкивающее .
§ 18
Это исключение есть вместе с тем и некоторое отношение к иному и, следовательно, действует вместе с тем притягивающе . Нет отталкивания без притяжения, и наоборот.
§ 19
Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни. Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно – то же, что другое. Тем самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.
§ 20
Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как различие между ними, их отталкивание снимается в притяжении, то это различие положено как снятое различие и тем самым перешло в другое определение, в количество.
(Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то оно перестает быть тем, чтó есть. Если я изменю границу поля , то поле останется полем и станет только больше. Но я изменил тут его границу не как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum), Изменить его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес .)
Второй раздел.
Количество
§ 21
Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества изменяется не просто какое-то {98}из определений, присущих этому нечто или же этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив, представляет собой определение, составляющее ужé не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть.
§ 22
Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность . Но так как в количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности .
§ 23
A. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у непрерывной – непрерывность.
§ 24
B. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое «сколько» (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или уменьшать до беспредельности.
§ 25
Граница ограниченного количества в форме его в-себе-бытия дает интенсивную величину, в форме же внешнего существования – экстенсивную величину. Но нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного бытия, и наоборот.
§ 26
C. Ограниченное количество само по себе не имеет определенной границы. Нет, следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное количество, о котором говорят , что {99}оно последнее, и сверх которого ужé не берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или бесконечно малым .
§ 27
Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя =0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит только определением по отношению к некоторому другому ограниченному количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного .
§ 28
Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как процесс устранения границы, будь она качественной или количественной, когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное , если понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания . В истинно бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению наличного бытия в равенстве с собой.
§ 29
Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает, что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное количество, снимает себя и становится внутренним, качественным определением.
Третий раздел.
Мера
§ 30
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть специфическое «сколько».{100}
§ 31
В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и модифицируется при этом самой природой вещи;
§ 32
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Вторая часть.
Сущность
§ 33
Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.
Первый раздел.
Определения сущности как таковой
§ 34
Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее существуют в единстве. Они суть лишь положенность , т.е. они не существуют непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг с другом. Поэтому они суть отношения . Определения сущности – это определения рефлексии.
§ 35
1) Первым определением является сущностное единство с самим собой, тождество . Если его выразить как принцип, т.е. в виде некоторого всеобщего определения, это будет принцип: А=А; всякая вещь равна самой {101}себе. В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия : А не может быть одновременно А и Не-А.
§ 36
2) Вторым определением является различие : а) как определение разности безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как определение противоположности позитивного и негативного, где одна определенность положена только посредством другой определенности, причем каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип, выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо He-А, третьего не дано.
§ 37
3) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность, которая постольку есть основание . Принцип основания гласит: все имеет свое достаточное основание.
§ 38
Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию. Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но, обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности наличного бытия и признают первым и существенным основание.
§ 39
Основание заключает в себе то, что им основывается, согласно его существенным определениям. Но отношение между основанием и основанным не является чистым переходом в противоположное, хоть основанное наличное бытие и обладает формой, отличной от его {102}основания, которое тоже представляет собой некоторое наличное бытие; и главное определение есть их общее содержание.
Второй раздел.
Явление
А. Вещь
§ 40
Основание в силу своего внутреннего определения полагает себя в наличное бытие, каковое, как вышедшее из основания, есть существование .
§ 41
Как целое определений существования всякое сущее есть вещь .
§ 42
Свойства вещи суть определения ее существования, обладающие безразличным разнообразием по отношению друг к другу. Точно так же и вещь как простое тождество с собой (неопределенна и) безразлична к ним как определениям.
§ 43
Определения в силу своей вещности тождественны с собой, и вещь есть не что иное, как это тождество ее свойств с ними самими. Вещь, таким образом, распадается из-за этого на свои свойства как на самостоятельные материи .
§ 44
Но так как эти материи соединены в единство некоторой вещи, то они взаимно проникают и уничтожают друг друга. Вещь, следовательно, и есть внутри себя это противоречие, она положена как нечто само по себе лишь уничтожающее себя, как явление .{103}
В. Явление
§ 45
Сущность из основания вступила в существование. Нечто существующее, положенное не как существующее само по себе, но как основанное на чем-то ином, есть явление . Сущность должна проявляться, поскольку как основание она есть простая непосредственность и потому бытие вообще.
§ 46
Благодаря тождеству основания и существующей вещи в явлении нет ничего, чего нет в сущности, и, наоборот, в сущности нет ничего такого, чего нет в явлении.
§ 47
(Тождество с собой в явлении есть нечто неопределенное, нечто лишь способное воспринимать определения, нечто пассивное – материя . Тождество определений по отношению друг к другу составляет нечто активное , форму . Так как материя определяется формой, то предполагается, что они самостоятельны и независимы друг от друга. Однако не существует вообще ни материи без формы , ни формы без материи . – Материя и форма взаимно порождают друг друга.)
Существенная связь между определениями явления есть его закон .
§ 48
Поскольку определения выступают также и в форме самостоятельного существования, то связь между ними, как вместе с тем бытие, определенное иным, составляет отношение .
С. Отношение
§ 49
Отношение есть взаимосвязь двух сторон, которые, обладая самостоятельным существованием, отчасти {104}равнодушны друг к другу, отчасти же существуют только благодаря друг другу и только в единстве этой взаимной определенности.
§ 50
С одной стороны, определения положены в форме отношения, с другой стороны, они существуют только сами по себе и выступают как некоторое независимое, непосредственное существование. В этом плане они суть некоторое предположенное наличное бытие, внутренне уже содержащее в себе тотальность формы, которая лишь благодаря этому предполагаемому наличному бытию и может получить существование, иначе говоря, они в этом смысле представляют собой условия , и их отношение есть обусловленное отношение.
§ 51
Внутри условий и обусловленного отношения явление начинает возвращаться к сущности и к [своему] в-себе-бытию, но здесь еще сохраняется разница между явлением, как таковым, и тем, каково это явление само по себе.
§ 52
1) Непосредственно обусловленным является отношение между целым и частями . Части как нечто пребывающее вне отношения суть лишь простые материи и в этом смысле не суть части. Как части они получают свое определение только внутри целого, и только целое делает их частями, с другой же стороны, только части составляют целое.
§ 53
2) Целое как внутренняя деятельная форма есть сила . Она не имеет своим условием никакой внешней материи, а существует в самой материи. Условием силы является лишь внешний толчок, приводящий ее в возбуждение. Последний сам есть выражение силы и требует возбуждения, чтобы проявиться. Перед нами, {105}таким образом, взаимное обусловливание и такая взаимообусловленность, которая тем самым в целом безусловна .
§ 54
С точки зрения содержания сила в своем выражении представляет то, что она есть сама по себе, и в ее выражении нет ничего, чего бы не было внутри нее.
§ 55
3) Таким образом, содержание в плане различия внутреннего и внешнего не обусловлено. Оно относится как внутреннее содержание только к самому себе как внешнему. Внешнее и внутреннее есть поэтому одно и то же, только рассматриваемое с разных сторон. Внутреннее есть полнота определений содержания как условий, которые сами имеют наличное бытие. Их само выражение во внешнее есть их рефлексия или же их собирание в единство целого, которое благодаря этому как раз и получает существование.
Третий раздел.
Действительность
А. Субстанция
§ 56
Субстанция есть безусловная, в себе и для себя пребывающая сущность, обладающая непосредственным существованием. (Substantia est causa sui: id, quod per se concipitur, sive cujus conceptus involvit existentiam.)
§ 57
В своем существовании эта сущность обладает многообразными отличными от нее определениями – акциденциями . В своей тотальности они и составляют субстанцию, каковая есть пребывание и потому возможность (Macht) ее акциденций.{106}
§ 58
Акциденции, если они в себе содержатся в субстанции, возможны .
§ 59
Когда что-либо мыслится только в форме в-себе-бытия или только как нечто не противоречащее себе, оно называется возможным. Все считается только возможным, если оно определено как некоторое в-себе-бытие, представляющее собой нечто лишь полагаемое. Всякое отдельное содержание обладает именно такой отделенной от действительности возможностью .
§ 60
Истинно возможным нечто является как тотальность своих в себе существующих определений. То, что обладает этой полной внутренней возможностью, не есть лишь некая положенность, а непосредственно действительно в себе и для себя. Возможность субстанции есть поэтому ее действительность. (Бог, например, не только вообще, но истинно возможен. Его возможность есть необходимая возможность. Он абсолютно действителен.)
§ 61
Взаимосвязь акциденций внутри субстанции есть их необходимость . Она представляет собой единство возможности и действительности. Эта необходимость слепа, если взаимосвязь является только внутренней или же если действительное не дано при этом заранее как в-себе-сущее единство своих определений, а является лишь результатом их связи.
В. Причина
§ 62
Субстанция проявляет себя в возникновении и исчезновении акциденций. В этом смысле она деятельна, т.е. представляет собой причину.{107}
§ 63
Как причина субстанция превращает свое первоначальное содержание в действие , в нечто положенное иным.
§ 64
В действии нет ничего, чего нет в причине, и причина есть причина лишь в действии.
(Говорят: падение кирпича – причина смерти человека, воздух болотистой местности – причина лихорадок. Но ближайшим образом первое причина только удара, второе – чрезмерной сырости. Однако действие в действительном, имеющем, кроме того, и другие определения, приводит тут к иному результату.)
§ 65
Причина переходит в действие. Поскольку же сама причина обладает определенным содержанием и должна быть положена как действие, мы получаем регресс ряда причин и действий в бесконечное. С другой же стороны, поскольку то, на что оказано действие, само есть нечто первоначальное, это нечто выступает как причина и производит действие на нечто другое, вследствие чего возникает прогресс в бесконечное.
С. Взаимодействие
§ 66
Поскольку действие восходит к причине, постольку оно само выступает как причина. Оно превращает причину в нечто положенное. Оно есть обратное действие . Обратное действие равно действию.
§ 67
Обратное действие совершается по отношению к первой причине, которая этим полагается как действие, вследствие чего происходит лишь то, что ее полагают {108}такой, какова она сама по себе, а именно не как нечто действительно первоначальное, а как нечто переходящее.
§ 68
Взаимодействие состоит в том, что то, что есть действие, с противоположной стороны есть причина, а то, что причина, с противоположной стороны есть также и действие. Иными словами, взаимодействие есть такое опосредствование вещью самой себя, в котором первоначальное определяет себя или же превращает себя в нечто положенное, в нем рефлектирует себя внутрь себя и лишь как эта рефлексия в себя и представляет собой истинную первоначальность.
Приложение об антиномиях
§ 69
Категории, т.е. определения бытия, просты. Однако такие определения, которые не суть первые элементы, определения сущности, просты лишь постольку, поскольку противоположные моменты сведены в них в простоту. Таким образом, если такая категория сказывается о каком-нибудь субъекте и указанные противоположные моменты развертываются в анализе, то о субъекте должны быть сказаны оба этих момента, вследствие чего и возникают антиномические высказывания , каждое из которых в равной мере истинно.
§ 70
Кант обратил внимание главным образом на антиномии разума, однако не исчерпал антитетики последнего, так как установил только некоторые из ее форм.
I. Антиномия конечности или бесконечности мира во времени и пространстве .
1) Антиномия в отношении времени.
а) Тезис
Мир имеет начало во времени.{109}
§ 71
Доказательство . Допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда в том и состоит, что его никогда нельзя закончить путем последовательного синтеза; стало быть, бесконечный мировой ряд невозможен; значит, начало мира во времени необходимо.
b) Антитезис
Мир не имеет начала во времени и во временнóм отношении бесконечен.
§ 72
Доказательство . Предположим, что он имеет начало. Тогда необходимо допустить, что до начала было время, в котором мира не было, т.е. пустое время. В пустом же времени не может возникнуть ничего, так как тут нет никаких предпосылок для существования, а существующее имеет условием только существующее и ограничено только существующим. Следовательно, мир не может иметь начала, и всякое наличное бытие предполагает другое, и так до бесконечности.
§ 73
Доказательства этой антиномии вкратце сводятся к следующему прямому противопоставлению:
1. Мир во временнóм отношении конечен , т.е. имеет границу. В доказательстве тезиса такая граница предположена, а именно «теперь» или какой-нибудь данный момент времени.
2. Наличное бытие не может иметь границей небытие, пустое время, а только другое наличное бытие. Ограничивающиеся начала относятся друг к другу позитивно, и одно имеет то же самое определение, что и другое. И так как каждое наличное бытие ограничено, {110}или конечно, т.е. является таким, за которое нужно выйти, то этим положен прогресс в бесконечность .
§ 74
Истинное решение этой антиномии состоит в том, что ни эта граница сама по себе, ни эта бесконечность сама по себе, не являются чем-то истинным, ибо эта граница – такая, за которую нужно выходить, а бесконечность эта – такая, которой всякий раз снова недостает границы. Истинная бесконечность – это рефлексия в себя, и разум рассматривает не мир во времени, а мир в его сущности и понятии.
2) Антиномия в отношении пространства.
а) Тезис
Мир ограничен в пространстве.
§ 75
Доказательство . Допустим, что он не ограничен, тогда он есть данное бесконечное целое из одновременно существующих вещей. Такое целое можно рассматривать как завершенное только благодаря синтезу содержащихся в нем частей. Но для завершения этого синтеза требуется бесконечное время, которое пришлось бы предположить как протекшее, что невозможно. Итак, бесконечный агрегат существующих вещей нельзя рассматривать как одновременно данное целое. Следовательно, мир в пространстве не бесконечен, а заключен в границы.
b) Антитезис
Мир не ограничен в пространстве.
§ 76
Доказательство . Допустим, что мир пространственно ограничен, в таком случае он находится в неограничен{111}ном пустом пространстве; он, следовательно, должен иметь отношение к пустому пространству, т.е. к ничто (zu keinen Gegenstande). Но такое отношение, а стало быть, и отношение мира к пустому пространству есть ничто (Nichts); следовательно, мир пространственно бесконечен.
§ 77
Доказательства этих антиномических высказываний покоятся по сути дела тоже на прямых утверждениях.
1) Доказательство тезиса связывает полноту (Vollendung) одновременно данной тотальности, полноту пространственного мира, с последовательностью времени, в которое якобы должен совершиться и быть закончен этот синтез, что отчасти неверно, отчасти излишне, ибо речь-то идет как раз не о последовательности, а о сосуществовании в пространственном мире. Кроме того, допуская бесконечное протекшее время, мы допускаем и некоторое «теперь». Точно так же, собственно, и в пространстве можно допустить некоторое «здесь», т.е. границу пространства, из чего, разумеется, мы в праве заключить о невозможности безграничности пространства.
2) Поскольку, собственно, за границу в пространстве можно выходить, то этим положено отрицание границы, поскольку же это отрицание есть по существу нечто отрицательное границы, то последнее обусловлено ею. Здесь, следовательно, точно так же, как и у предыдущей антиномии, положен бесконечный прогресс.
II. Антиномия простоты или сложности субстанций .
а) Тезис
Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.
§ 78
Доказательство . Допустим, что сложные субстанции не состоят из простых частей. Тогда, если бы мы устранили мысленно всё сложение, то не осталось бы ни одной сложной части; а так как простых частей нет, то {112}не осталось бы ничего, следовательно, не было бы дано никакой субстанции. Итак, сложение мысленно нельзя устранить. Но сложное не состояло бы и из субстанций, так как сложение есть лишь случайное отношение субстанций, без которого они должны существовать как самостоятельно (für sich) пребывающие сущности. Значит, субстанциально сложное должно состоять из простых частей. Отсюда следует, что все вещи в мире суть простые сущности и что сложение есть только внешнее состояние их.
b) Антитезис
Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей, и вообще в ней нет ничего простого.
§ 79
Доказательство . Предположим, что сложная вещь состоит из простых частей. Так как всякое внешнее отношение, стало быть также и всякое сложение возможно только в пространстве, то пространство, занимаемое сложной вещью, должно состоять из стольких же частей, из скольких состоит эта вещь. Но пространство состоит не из простых частей, а из пространств. Следовательно, всякая часть сложной вещи должна занимать пространство. Но безусловно первоначальные части всего сложного просты. Следовательно, простое занимает какое-то пространство. А так как все реальное, занимающее какое-то пространство, содержит в себе многообразие находящихся вне друг друга частей и, следовательно, является сложным, то простое должно было бы быть субстанциально сложным, что противоречиво.
§ 80
Доказательство тезиса содержит прямое утверждение о том, что сложение есть внешнее отношение, т.е. нечто случайное, а потому существенным является простое. Доказательство антитезиса тоже покоится на прямом утверждении, что субстанции по своей природе пространственны и, следовательно, сложны. Собст{113}венно говоря, эта антиномия та же, что и предыдущая, т.е. выражает содержащуюся в наличном бытии противоположность границы и выхождения за нее.
III. Антиномия противоположности между причинностью по законам природы и свободой .
а) Тезис
Причинность по законам природы не единственная причинность в явлениях мира, существует еще и причинность из-за (aus) свободы.
§ 81
Доказательство . Допустим, что нет никакой иной причинности, кроме причинности по законам природы; тогда все, что происходит, предполагает предшествующее состояние, за которым оно неизбежно следует согласно правилу. Но предшествующее состояние само должно быть чем-то таким, что произошло, так как если бы оно существовало всегда, то и следствие его не возникло бы во времени, а существовало бы всегда. Следовательно, причинность, благодаря которой нечто происходит, сама есть нечто происшедшее, опять-таки предполагающее предшествующее состояние и его причинность, и т.д. до бесконечности. Итак, всегда имеется лишь относительное, а не первое начало, и потому вообще нет никакой полноты ряда у происходящих друг от друга причин. Между тем закон природы состоит именно в том, что ничто не происходит без достаточно определенной a priori причины. Следовательно, утверждение, будто всякая причинность возможна только по законам природы, противоречит само себе, и потому нельзя допустить, что причинность по законам природы есть единственная причинность.
b) Антитезис
Нет никакой свободы, все совершается в мире, только по законам природы.{114}
§ 82
Доказательство . Допустим, что существует свобода, а именно способность безусловно начать некоторое состояние, а стало быть, и ряд следствий его. В таком случае благодаря этой спонтанности должен безусловно начинаться не только некоторый ряд, но и определение самой этой спонтанности, так что ничто не предшествует, посредством чего определилось бы это происходящее действие по постоянным законам. Однако всякое начало действования предполагает состояние еще не действующей причины, а динамически первое начало действия предполагает состояние, не находящееся ни в какой причинной связи с предшествующим состоянием той же самой причины, т.е. никоим образом не вытекающее из него. Следовательно, свобода противоположна закону причинности и представляет собой такое соединение последовательных состояний действующих причин, при котором невозможно никакое единство опыта и которого, следовательно, нет ни в одном опыте, – пустое порождение мысли.
§ 83
Эта антиномия, если ее рассматривать абстрактно, покоится на противоречии, присущем отношению причинности. А именно, причина означает 1) нечто первоначальное, первое, само себя движущее; 2) но она есть нечто обусловленное тем нечто, на которое она действует, и ее деятельность переходит в действие. В этом смысле ее нужно рассматривать не как истинно первоначальное, а саму опять-таки как нечто положенное. Если держаться первой точки зрения, то нужно допустить абсолютную причинность, причинность через свободу; со второй же точки зрения, сама причина становится чем-то происшедшим, и тем самым начинается прогресс в бесконечность.
§ 84
Истинное решение данной антиномии состоит во взаимодействии, в том, что причина, переходящая в дей{115}ствие, в последнем снова имеет обратное причинное действие, благодаря которому первая причина в свою очередь превращается в действие, т.е. в нечто положенное. Эта взаимность означает, следовательно, что ни тот, ни другой из моментов причинности не являются абсолютными сами по себе, но только этот замкнутый внутри себя круг тотальности существует в себе и для себя.
IV. а) Тезис
К миру принадлежит безусловно необходимая сущность.
§ 85
Доказательство . Чувственно воспринимаемый мир как целое всех явлений содержит в себе также некоторый ряд изменений. Но всякое изменение подчинено своему условию, которое делает его необходимым. Далее, всякое обусловленное предполагает в отношении своего существования полный ряд условий вплоть до абсолютно безусловного, которое одно только абсолютно необходимо. Следовательно, абсолютно необходимое должно существовать, если существует изменение как следствие. Но это необходимое само принадлежит к чувственно воспринимаемому миру; в самом деле, если предположить, что оно находится вне чувственно воспринимаемого мира, то это означало бы, что весь ряд изменений в мире получает от него начало, в то время как сама эта необходимая причина не принадлежит к чувственно воспринимаемому миру. Но это невозможно, ибо поскольку начало временнóго ряда может быть определено только тем, что предшествует по времени, то высшее условие начала того или иного ряда изменений должно существовать в мире, когда этого ряда еще не было; следовательно, это высшее условие принадлежит ко времени, т.е. к [области] явлений, к самому чувственно воспринимаемому миру. Следовательно, в самом мире содержится нечто безусловно необходимое.{116}
b) Антитезис
Нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины.
§ 86
Доказательство . Предположим, что сам мир или в мире есть необходимая сущность; в таком случае в ряду его изменений было бы или безусловно необходимое начало, стало быть, без причины, что противоречит динамическому закону определенности всех явлений, или же сам этот ряд не имел бы никакого начала и тем не менее был бы в целом абсолютно необходимым и безусловным, хотя все его части случайны и обусловлены, что противоречит самому себе, так как существование определенного множества не может быть необходимым, если ни одна часть его не обладает сама по себе необходимым существованием. Предположим, далее, что безусловно необходимая причина мира находится вне мира, в таком случае она должна была бы первой давать начало существованию мировых изменений и их ряда; если бы она начинала действовать, ее каузальность должна была бы находиться во времени, а значит, в совокупности явлений, следовательно, находилась бы не вне мира. Итак, ни в мире, ни вне его нет абсолютно необходимой сущности.
§ 87
Эта антиномия содержит в общем ту же противоположность, что и предыдущая. Вместе с обусловленным полагается условие, и притом условие как таковое, т.е. абсолютное условие, не имеющее своей необходимости в чем-либо другом. Но именно потому, что условие связано с обусловленным, вернее, потому, что обусловленное содержится в понятии условия, условие само принадлежит к сфере обусловленного, т.е. представляет собой нечто обусловленное. С одной стороны, положено абсолютно необходимое существо, с другой же – только относительная необходимость и тем самым случайность.{117}
Третья часть.
Понятие
§ 88
Учение о понятии, или субъективная логика, имеет своим предметом уже не категории и определения рефлексии, а понятие. Категория полагает бытие в некоторой определенности как в границе; рефлексия полагает сущность в некотором определении, опосредствованном предположением некоторого другого определения. Понятие же – это нечто в себе и для себя существующее, простая тотальность, из которой вытекают все ее определения.
§ 89
Содержание субъективной логики составляют три главных предмета: 1) понятие, 2) цель, 3) идея; а именно: 1) формальное понятие , или понятие как таковое; 2) понятие в связи с его реализацией, или его объективностью, – цель ; 3) идея как реальное или объективное понятие.
Первый разде<