Изменение сферы интеллектуальной деятельности в старости: особенности восприятия, памяти, внимание. Изменение круга интересов. Творчество и вспышки новых способностей в пожилом возрасте.
Сведения об интеллекте в пожилом возрасте довольно противоречивы. Одни исследователи указывают на снижение интеллектуальных способностей. Другие подчеркивают умение находить больше вариантов решения задач как преимущество интеллекта.
Российские ученые называют такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:
ослабление механической памяти,
относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти,
запоминания на основе внутренних смысловых связей;
ослабление оперативной, кратковременной памяти;
резко выраженная профессиональная избирательность запоминания;
усиление яркости памяти на очень давние события.
В научной литературе всё более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание и регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы.
Период старости имеет ряд отличительных черт:
· прекращение трудовой деятельности или изменение её характеристики, снижение интенсивности, объёма и тд, переход на другую работу
вследствие изменения социального статуса отмечается:
· избыток свободного времени
· сужение привычного круга общения
· утрата ведущей роли в семье,
· ослабление или изменение воспитательных функций и др.
Комплекс только перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа,
ведёт к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям.
Из геронтологических исследований известно, что возрасту старости сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и чёрствость, появление или усиление подавленности. Очевидно, что люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.
Восприятие.
С возрастом информация, поступающая от органов чувств, становится менее четкой. Имеет место искаженное, слабое и неадекватное восприятие внешних раздражителей. Соответственно, возрастает и ошибочность восприятия. Это может выражаться, например, в том, что человек не узнает знакомых; надевает чужие плащи и шляпы (путает); принимает птиц за листья растений; прочитывает в заголовках статей слова, которых там нет, и т.п. Такой человек может слышать одно, хотя на самом деле говорилось совсем иное. По мере привыкания к неверному восприятию раздражителей искаженная картина перестает удивлять.Нередко пожилые люди стараются скрывать дефекты органов чувств, связанные, например, с нарушениями зрительных или слуховых восприятий. Однако эти дефекты становятся явными, когда такой человек не узнает на улице хорошо знакомых ему людей, не слышит и не отвечает на их приветствия, говорит невпопад. Такие нарушения в сенсорно-перцептивной сфере совсем не обязательно свидетельствуют о признаках старческого слабоумия. В целом старым людям присуще замедление восприятия, сужение его объема.
Память.
Снижение памяти - один из первых и самых характерных признаков возрастных изменений. Известное ухудшение памяти наблюдается практически у всех людей в старости. В целом процессы запоминания, удержания и воспроизведения, т.е. основные характеристики памяти, снижены в позднем возрасте. Исследования показывают, что в старости страдает компонент механического запоминания, а логически-смысловой не только сохраняется, но и приобретает особое значение. Старые люди сохраняют способность к системной памяти, позволяющей им воспроизводить события. В старости происходит снижение памяти на текущие события при ее достаточно хорошей сохранности на события далекого прошлого. Старец живет главным образом одними только воспоминаниями, он мало воспринимает из того, что вокруг него происходит: новейшие факты, новейшие открытия принимаются им с недоверием; он с трудом понимает и редко помнит происшествия, свидетелем которых ему приходится быть. Наоборот, сведения, воспринятые когда-то и которыми он владеет со времени своей юности, это он сохраняет гораздо дольше и некоторым образом сосредоточивается на них. Такова одна из главных особенностей памяти старого человека - установка на прошлое. Однако утвердившееся представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события встречает все больше возражений среди современных исследователей.
В ряде зарубежных работ было показано, что чем старше возраст, тем хуже оказываются среднегрупповые объективные показатели функционирования памяти. Со временем страдает не только объем памяти, но и безошибочность воспроизведения запомненного. Память заметно дезорганизуется и все чаще начинает функционировать по ассоциативному принципу. Ошибки памяти могут закрепляться, и с каждым повторным обращением к ложным воспоминаниям возрастает уверенность в их истинности. Снижение памяти в процессе старения зависит от ее исходного состояния в молодом возрасте и от тренировки в течение жизни. Так, у людей, профессиональная деятельность которых была связана с умственным трудом, снижение наступает медленнее и менее выражено. В исследовании особенностей памяти у лиц интеллектуального труда в пожилом возрасте были получены данные, свидетельствующие о том, что запоминание осуществляется в процессе активной мыслительной деятельности, а характеристики памяти носят резко выраженную профессиональную направленность и обусловленную этим избирательность.
Наиболее тяжелые формы утраты памяти сопутствуют развитию слабоумия. Такие старики утрачивают воспоминания о самом элементарном: они не могут ответить на вопросы о том, сколько у них детей, как их зовут, не могут назвать свой возраст, фамилию.
Внимание.
В процессе старения поле внимания затуманивается, т.е. оно сокращается, утрачивает свои возможности на периферии и все больше стягивается к центру. Все, что попадает в центр этого поля, все меньше и меньше связывается с другими ощущениями, восприятиями и мыслями. В сущности, речь идет о снижении выраженности основных свойств внимания, и прежде всего его распределения и концентрации.
Последствия этого явления на бытовом уровне можно проиллюстрировать рядом примеров :
Пожилой человек может направиться к буфету за ложкой, но, увидев там помимо прочего и вилку, вернуться к столу с ней, а не с ложкой. Похожее происходит и в разговоре, когда вместо одного имени или названия места говорится другое, причем в полной уверенности, что сказано именно то, что нужно. Выступая перед аудиторией, пожилой человек нередко теряет ход мысли и может перескакивать по ходу изложения с одного на другое, нарушая тем самым последовательность изложения. Очевидные признаки неряшливости в одежде, легко замечаемые в былые годы, особенно в дни молодости, теперь остаются без внимания.
Творчество в пожилом возрасте.
Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности.
Результатами изучения биографии творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность не снижается в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства.
Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений.
Во всём мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых),
но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).
В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношение человека к этим изменениям.