Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности во взрослом возрасте. Проблема генеративности и творчества.
Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира.
Ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности является расширение возрастного диапазона периода взрослости, его потенциалов трудоспособности, познавательного и личностного развития.
Раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки — от 15—16 до 22—25 лет); средний возраст — с периодом молодости (от 20-35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25-40 лет — Д. Б. Бром-лей, 25—50 лет (Д. Биррен), до 36—60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст — со старостью (от 55 лет и старше). Верхнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом самостоятельной жизни (17—18 лет), а нижнюю — с выходом на пенсию (55-60 лет).
Психофизиологические исследования, проведенные в школе Б. Г. Ананьева (изучались общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функции, индивидные свойства и физиологические процессы типа теплообразования и метаболизма), показали, что наибольшая концентрация конструктивных сдвигов развития характерна для раннего (18—22 года) и среднего (23—32 года) возрастов, а отрицательных сдвигов — для двух периодов (23—27 лет и 33—35 лет); стабилизация в наибольшей мере характерна для 33—35 лет, после чего более типичными становятся инволюционные процессы.
Э. Эриксон считал взрослость центральной стадией жизненного пути человека, характеризующейся переживанием нужности другим.
Этап от 30 до 55—65 лет.
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически. В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту. Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум, космос.
Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) -главные характеристики личности на этой стадии. Зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны молодых, о которых необходимо заботиться. Генеративность как одна из важных характеристик взрослости — это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. В случае жизненных неудач или особой одаренности в других областях ряд людей направляет этот драйв не только (и даже вообще не) на свое потомство, поэтому понятие генеративно включает также продуктивность и креативность. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание создавать вещи, помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение.
Новые личностные характеристики: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке 4) уверенность и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита собственных принципов и жизненных ценностей; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление отдавать индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм 10) стабилизация системы социальных ролей.
Взрослый одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, понял ли он и реализовал настоящее предназначение своей жизни, преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к жизненным неудачам, принятия своей жизни .Многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации. Взрослый человек хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь. Но взрослость дает возможность уже привычное делать по-другому.
Во взрослости появляется «вкус к жизни». Он сам встраивается в ряды тех, у кого спрашивают совета, начинает сам определять, что хорошо или плохо. Все эти процессы связаны с обретением нового чувства времени. Будущее, кажущееся неограниченным в молодости, приобретает границу, «линию горизонта». На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет свой ход. Многое из познанного и освоенного на предыдущих возрастных этапах обретает осмысленность, перспективу.
Ощущение полноты жизни и счастья возникает у человека, когда он самореализуется и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей. Более всего для взрослого человека самоактуализация связывается с профессией и общественным признанием.
Взрослые люди не преуспевающие в своей профессии демонстрируют либо «уход в болезнь», либо объявляется, что работа — не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов — заботу о семье и детях, строительство дачи, либо уход в общественную или политическую деятельность.Если на предыдущем этапе профессиональный выбор совершен случайно, то взрослая личность почти наверняка столкнется с необходимостью менять профессию.
Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью. Профессиональная и социальная самореализация предполагает такие формы, как инициатива и ответственность. Инициатива представляет собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в интеллектуальной или практической сферах. Ответственность — это добровольное осуществление требований в границах, определяемых самим субъектом. Самостоятельность, независимость от внешнего контроля, осознание целостности решаемой задачи — все это признаки зрелой, ответственной личности.