Социальная активность в молодости. Человек для самого себя и для других. Любовь, брак, создание семьи. Развитие личности в молодости
Молодость располагают на отрезке от 18—20 до 30 лет-один из продуктивных и смыслонасыщенных возрастов человека.
Ряд авторов считает, что молодость является одной из трех фаз переходного периода между детством и взрослостью, который включает отрочество, юность и молодость; молодость не следует за юностью, а начинается с нее, включая ее в себя как этап.
Юность можно назвать «вторым переходным» возрастом между детством и молодостью (ранней взрослостью), причем, если первый переходный возраст (отрочество) явно тяготеет к детству и о нем чаще говорят при обсуждении проблем ребенка, то второй — юность — явно ближе к взрослости, и именно в этой связи кажется логичным обсуждать ее проблемы.
Приходя в профессию молодые специалисты не могут раскрыться, что выражается в инфантилизме молодежи. Речь идет не о сохранении детской свежести чувств, а о. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека.
Выготский считал, что проблемой отрочества является факт несовпадения во времени трех сторон развития подростка: интеллектуального, полового и социального.
Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное чувство, исчезают сомнения юности; Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к самовыражению, выбор профессии. Для мужчин основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры — главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны женщинам вне меньшей степени, чем мужчинам. Все это условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля.
Смысл жизни — одна из основных категорий, которыми оперирует молодость.
«Осознать себя как ценность». Уже в подростковых и юношеских планах одни видят свое будущее в социальных достижениях (карьера, служение Отечеству и т.д.), другие — в личном способе самовыражения (дружба, общение, семья), третьи — в творчестве (стать писателем, художником,) Это осознание себя снижает уровень подражательности в молодости, но часть молодежи сохраняет несамостоятельность, что может привести к неадекватному жизненному выражению (например, молодой человек под внешним влиянием делает случайный выбор профессии, партнера) В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие важнейшее условие самореализации.
Вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. Большинство этих ценностей усваивается как социально-культурный опыт и их принятие создают у молодого человека чувство собственной значимости и принадлежности к ней.
С бездуховностью непосредственно связана безнравственность как отсутствие святынь, авторитетов, идеалов и норм жизни (не столько юридических, сколько этических). В молодости происходит передача ответственности самому человеку за самого себя. В ряде случаев, молодой человек оказывается неспособным принять на себя эту ответственность. Приспособление к обстоятельствам помогает удержать достигнутую жизненную позицию, но приводит к бессобытийность жизни. С нее может начаться деградация личности( падении мотивации, в росте негативных эмоций, в равнодушии и скуке.) Сильные личности в молодости в известном смысле стремятся избегать того, чтобы их жизнь обретала эту искусственную стабильность.
Молодому возрасту свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенциальными проблемами. Женщины на этой стадии несколько опережают мужчин в отношении личностной зрелости.
Молодость нуждается в социальной взаимности. Поиск партнера и вступление в брак — одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью. На этапе молодости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретаться зрелое, мудрое. Молодость дает опыт способности любить, формирует понимание, что любовь — это не только отношение к какому-то конкретному человеку, но и более общая установка, определяющая отношение человека к миру в целом, а не только к «объекту» любви. Открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения другого человека, как желание помочь ему в жизни; материнской (отцовской) любви. Стремление принадлежать другому человеку может стать основой брака и последующего создания семьи. Т. Кемпер выделяет 7 типов отношений в любовной паре:
1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и властью, поскольку каждый из них может «наказать» другого лишением своей любви;
2) братская любовь, основанная на взаимно-высоком статусе и низкой власти (отсутствии возможности к принуждению);
3) харизматическая любовь, в которой только один партнер обладает и статусом, и властью, а другой — только статусом (модель «учитель—ученик»);
4) «измена» — один партнер обладает и властью, и статусом, а другой — только властью (модель супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т.е. теряет статус);
5 ) влюбленность — один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой — ни тем и ни другим (модель «безответной», односторонней любви);
6) «поклонение» — один партнер обладает статусом, не обладая властью; другой не обладает ни тем и ни другим (модель влюбленности в литературного или киногероя, певца и т.п.);
7) любовь между родителем и маленьким ребенком: высокий статус и низкая власть у ребенка; низкий статус и высокая власть — у родителя.
Кризис молодости часто соотносят и с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака исчезает романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций.Хорошая разница между супругами — 3 года, родившиеся в первые годы брака дети укрепляют супружеские отношения. Мужчины чувствуют себя счастливыми в браках, где супруга на 94% похожа по физическим и личностным особенностям, на их мать. Среди браков, заключенных в этот период, в среднем 60% распадаются.
В 28 лет, эмоцио постепенно сменяется рацио. человек умеет анализировать, обобщать, интерпретировать и прогнозировать, рассуждать и объяснять. К 30 годам многие подводят некоторые личностные итоги: большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся.
С приближением к 30 годам человек начинает переживать пик творческой активности.
К 30—35 годам возраст «официальной молодости» закончится.
Вопрос 35.
Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Проблема кризиса взрослости.
Взрослость (зрелость) соотносят с возрастом от 30 до 55-65 лет. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют акмеологией.
Современная психология развития, будучи по преимуществу возрастной психологией ребенка и подростка, сосредоточила внимание на процессах физиологического созревания и развития психических функций, усвоения индивидом общественно-исторического опыта, становления личности, которые определяют наиболее общие модели психического развития человека. С этих позиций взрослость оказывается лишь неким итогом бурных процессов развития и реализации ранее сформированных механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последуют жизненный спад и угасание психических функций.
Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти, инициатива и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.
Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира.
Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин в зависимости от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека.
Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период взрослости от отрочества, юности и молодости, с одной стороны, и старости — с другой, а также в самой взрослости выделить отдельные макропериоды — раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Но четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности.
Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки — от 15—16 до 22—25 лет); средний возраст — с периодом молодости (от 20—35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25—40 лет — Д. Б. Бром-лей, 25—50 лет (Д. Биррен), до 36—60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст — со старостью (от 55 лет и старше). Верхнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом самостоятельной жизни (17—18 лет), а нижнюю — с выходом на пенсию (55—60 лет).
Психофизиологические исследования, проведенные в школе Б. Г. Ананьева (изучались общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функции, индивидные свойства и физиологические процессы типа теплообразования и метаболизма), показали, что наибольшая концентрация конструктивных сдвигов развития характерна для раннего (18—22 года) и среднего (23—32 года) возрастов, а отрицательных сдвигов — для двух периодов (23—27 лет и 33—35 лет); стабилизация в наибольшей мере характерна для 33—35 лет, после чего более типичными становятся инволюционные процессы.
Экспериментальных оснований большинство из предложенных схем не имеют. К тому же остаются открытыми вопросы о том, существуют ли критические моменты и переходные состояния, разделяющие раннюю и среднюю взрослость, каков вообще характер психофизиологического развития в эти периоды: полностью ли стабилизирован функциональный уровень всех психофизиологических структур, каковы самые ранние проявления инволюции, каковы оптимумы психических функций в этом возрасте и т.д.
В физиологическом плане взрослость связывают с оптимальным функционированием всех систем организма; в социальном и юридическом планах — с возможностью соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.
Психологически взрослость соотносится с собственным отнесением человеком себя к определенной возрастной когорте (для последнего очень важно наличие семьи и опыт родительства), с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.
Э. Эриксон считал взрослость центральной стадией жизненного пути человека, характеризующейся переживанием нужности другим.
Основные новообразования возраста — производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) — реализуются в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве.
Если ситуация развития во взрослости неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости; появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению — кризису зрелости.
Кризис зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблагополучие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывались в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение.