Развитие познавательной сфере в отрочестве. Формирование элементов теоритического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов. Развитие учебной деятельности.
В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1)по отношению к учению –от ответственного до равнодушного, безразличного; 2)по общему развитию –от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3)по объему и прочности знаний(хотя бы в пределах школьной программы); 4)по способам усвоения материала –от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5)по умению преодолевать трудностив учебной работе – от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; 6)по широте и глубине познавательных интересов.
Выраженность дефектов учебной деятельности может быть разной, но после V класса они могут привести к последствиям необратимого характера – неспособности самостоятельно усваивать новый материал, особенно усложняющийся, формировать индивидуальный стиль умственной деятельности. Обнаружено, что смена типа преподавания (вместо одного учителя появляется 5–6) трудно дается всему классу, но особенно детям с дефектами учебной деятельности.
Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания,другая – особенностейотношений учителя к подросткам.Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. ВVII-VIIIклассах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.
Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителюи успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все больше привлекаетсодержание,которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на «интересные» и «неинтересные», «нужные» и «ненужные», что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету – дело учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.
В подростковом возрасте расширяется исодержание понятия «учение».В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Именно в подростковом возрастепоявляются новые мотивы учения,связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретаетличностный смысли превращается в самообразование.
В подростковом возрасте начинают формироваться элементытеоретического мышления.Его специфическое качество –способность рассуждать гипотетико-дедуктивно(от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах.
Новое в развитии мышления подростка состоит в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения.В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.
Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называют рефлексивным.
Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление.
Существенным показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие их использования (по геометрии, физике, математике) – дети не видят в преобразовании данных задачи известного способа, закона, правила, теоремы. Поэтому частая проблема в учении подростка – вербализм и формализмв усвоении знаний. Другой распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков –установка на запоминание,а не на понимание материала, и привычка заучивать его путем многократного повторения. Это приносит огромный вред, так как в отрочествепамять развивается в направлении интеллектуализации,как и другие процессы – восприятие, внимание, эмоции.
Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется перваяпрофессиональная направленность интересов и жизненных планов.