Качественные методы исследования
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно разделить на две группы: качественные и количественные [30].
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в не стандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о рекламе спиртных напитков может быть словесно выражено по-разному, и только в результате дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные, положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений относится к каждой из трех категорий.
Качественные исследования.Качественные исследования проводятся для понимания установок и чувств людей и предполагают углублённые индивидуальные и (или) групповые интервью (дискуссии) с представителями целевой группы коммуникационного воздействия, в ходе которых формируются ответы на вопросы: как и почему.
Качество, надёжность и солидность информации как результат исследований зависят помимо профессионализма от умения, навыков и способности исследователя (обычно специалиста в области психологии):
– правильно понимать проблемы заказчика;
– ставить вопросы и определять, кому их задавать;
– правильно истолковывать полученную информацию;
– владеть аналитическими и концептуальными моделями маркетинговых коммуникаций, необходимыми для проектирования исследований и интерпретации результатов с позиции принятия разнообразных управленческих решений.
Главные цели качественных исследований
1. Выявить оптимальную целевую аудиторию (аудитории) для рекламы и мероприятий стимулирования. С помощью качественных исследований можно в широком смысле определить подходящие (на убеждение которых требуется минимум затрат) целевые аудитории для рекламы и для стимулирования. Большинству коммуникаторов достаточно такого широкого определения.
2. Определить функциональные цели и роли принимающих решения. Вторая задача качественных исследований – определение лиц, принимающих решения о покупке. Интервьюер задает не только общие вопросы, но и напрямую спрашивает респондентов об их влиянии на процесс принятия решения.
3. Построить модель поведения покупателя. Одна из тем качественных исследований – это описание всего процесса принятия решения покупателем. Имея несколько «протоколов» такого рода, исследователь может составить общую модель поведения покупателей данной товарной категории или марки. В этой модели указываются стадии, роли, места, время и длительность всех этапов решения, а также то, как они принимаются.
4. Определить цели коммуникации и позицию марки. Следующий важный этап качественных исследований – определение. Среди этих целей – потребность в категории, осведомлённость о марке, отношение к марке, намерение купить марку и содействие покупке. Содержание первых трёх определяет позицию марки в представлении покупателей. Следует помнить, что каждой целевой аудитории соответствуют особые цели коммуникации и, возможно, особая позиция марки.
5. Предложить стимулы, соответствующие целям коммуникации. Менеджер должен предложить создателям обращения эффективные раздражители (визуальные, вербальные, музыкальные), выявленные в ходе качественных исследований.
Исследование мотивации. Изначально качественные исследования называли «изучением мотивации». И хотя мы только что показали, что у этих исследований есть и другие цели, всё же первостепенное значение имеет изучение истинных мотивов покупки (выгоды от приобретения товара), влияющих на отношение к марке.
Интервьюера интересует информация двух видов:
1) природа мотивов как положительных, так и отрицательных, движущих покупателями данной товарной категории;
2) описанные «языком потребителя» конкретные выгоды, кажущиеся ему важными и отвечающие его мотивации.
Контент-анализ рекламы
Контент-анализ рекламы
Контент-анализ – это определенная методика, которая позволяет выявить в тексте характеристики, которые интересуют исследователя. С ее помощью можно оценить эффективность определенной рекламы.
Обязательными в контент-анализе считаются три составляющих:
1. Системность.Результаты данного анализа будут достоверными в том случае, если вся процедура будет построена грамотно.
2. Объективность и формализованность. Анализ проводится максимально объективно. Исследователь должен абстрагироваться от своих симпатий и антипатий.
3. Измеримость. С помощью цифр можно добиться наиболее точных суждений. Оцифровка помогает глубоко понять собранные данные.
Существует два типа контент-анализа: количественный и качественный.