Возрастные особенности процесса обобщения

Дети с хорошим интеллектом способны выполнить задания на исключение лишнего предмета из Группы I уже в 3 года.Они правильно выделяют лишнюю картинку и дают обобщающее слово, иногда произнося его искаженно, неточно, заменяя на глагол, но по сути решение является правильным. Однако дети могут очень стесняться и тормозиться в новой для себя обстановке или с незнакомым взрослым, поэтому если ребенок данного возраста не выполняет задание, никаких выводов о состоянии его интеллекта делать нельзя.

Дети 4 летс нормальным уровнем психического и речево­го развития способны справиться с заданиями из Групп I и П. Они могут плохо владеть речевыми обобщениями: мебель, транспорт и др., но не ошибаются в выделении лишней картинки на наглядном уровне. Дети могут дать речевое объяснение своего решения. Отдельные дети данного возраста могут выполнять и более сложные задания по выделению лишнего предмета, что говорит о высоком уровне развития их мышления и речи.

Дети 5 летс нормальным уровнем психического и речево­го развития способны справляться с заданиями из Групп I, II и III. Они могут выполнить и некоторые задания и из Групп IV и V. Трудности в основном возникают с формулировкой объяснения решения, а не с самим выделением лишнего предмета.

Темп психического развития нормальных детей варьирует, поэтому способности детей к обобщению могут различаться. Индивидуальные особенности, условия воспитания также оказывают влияние на качество ответов ребенка.

Более точно диагностировать интеллект ребенка с по­мощью методики «Исключение предметов» можно с 6 лет.Именно в этом возрасте у них начинает формироваться способность к обобщению на уровне понятий. Как было сказано выше, методика может применяться в работе со всеми прочими возрастами детей и взрослых.

Дети 6 летс нормальным развитием сильно различаются между собой по выполнению заданий на обобщение. В боль­шинстве случаев они справляются с заданиями из Групп I–IV. Их могут затруднять сложные речевые формулировки, объяснение некоторых решений, однако сам процесс выде­ления лишнего предмета у них уже сформирован, и если дети допускают ситуативное решение, то с помощью наводящих вопросов их легко поправить.

Важно подчеркнуть, что все дети данного возраста с нормальным интеллектом быстро обучаются определению лишнего предмета, не испытывая больших затруднений в пределах указанных групп заданий.

Дети 7–8 летс нормальным развитием могут справляться с заданиями всех групп сложности. Здесь также можно наблюдать затруднение в речевых обобщениях, в объяснениях решений. Отдельные варианты заданий могут выполняться детьми с ошибками, но общая тенденция категориального мышления уже выражена отчетливо. Трудности могут вызы­вать только варианты заданий с двумя решениями.

Дети 9–10 лети старше с нормальным развитием должны справляться со всеми видами заданий. Затруднения, которые у них могут возникать, связаны с недостаточным словарным запасом и неумением четко формулировать в речи, тем более в одной фразе, смысл решения.

Подростки и взрослые люди,если не находятся в момент обследования в клинике или на комиссии, могут относиться

к заданиям на «Исключение предметов» недостаточно серьез­но, расценивая их как «детские, легкие и т.д.» Естественно, выполнение задания не должно вызывать у них никаких труд­ностей. Небольшие неточности в формулировках не являются диагностическими.

3.7. Диагностические особенности выделения «лишнего предмета» детьми и взрослыми с различными откло­нениями и психическими заболеваниями

Как было сказано выше, результаты выполнения задания на выделение лишнего предмета дают важный диагности­ческий материал, свидетельствующий об определенных качественных особенностяхмышления, свойственных детям и взрослым с разным уровнем интеллектуального развития, а также при наличии психических заболеваний.

Дети с олигофренией в степени илгбецилъностичасто не понимают инструкции к заданию. Если ребенка с имбециль–ностью 9–10 лети удается научить выделению простейших вариантов из Группы I, то спустя короткое время оказывается, что он ничего не помнит. У таких детей никогда не встречается переноса способа выполнения задания на аналогичное.

Дети с олигофренией в степени дебилъности обнару­живают такие характерные для своего состояния особенности мышления, как конкретность и инертность. Так, дети 6–7 летбез специального обучения строят обобщения по конкретным признакам: цвет, форма, размер. Они могут выделить лишний предмет, исходя из наличия у него какой–то конкретной детали (наличие капюшона у куртки – вместо «одежда и белье», «собака лает»–вместо «животные и птица».) Часто обобщения строятся по ситуации: «Чашка и чайник стоят на столе, будут пить чай, а кастрюля не подходит, из нее чай не пьют».

Инертность мышления может проявляться в том, что, поняв какой–то один принцип обобщения, ребенок может применять его и в работе с другими картинками, плохо переключаясь с одного задания на другое.

Затруднения у таких детей вызывают речевые обобщения. Даже если в словаре ребенка есть какие–то обобщающие понятия, он не пользуется ими адекватно. Нахождение общих качеств часто подменяется описанием отдельных характеристик нарисованных предметов или их различий. Нередки случаи, когда дети дают нелепые объяснения, пытаются угадать правильный ответ или отказываются отвечать.

Дети с задержкой психического развития 6–7 летмогут выполнять стандартные обобщения, но плохо знают обобщающие слова (транспорт, мебель) и испытывают затруднения в заданиях, в которых требуется дать развернутое обобщение в речи («вещи, в которые можно что–то положить»). Дети, получавшие специальную психолого–педагогическую помощь, обнаруживают намного лучшие результаты по срав­нению с теми детьми, которые ее не имели. В диагностическом отношении необходимо учитывать, стал ли категориальный метод построения обобщений естественным способом мышле­ния ребенка или научение осталось на уровне запоминания. Этот момент является диагностически значимым для разли­чения задержки психического развития и умственной отсталости. Дети с олигофренией в степени дебильности в основном не усваивают «категориальный» способ обобще­ний, а запоминают готовые решения. Без тренировки, спустя какое–то время они вновь обнаруживают конкретные способы построения обобщений.

Дети со снижением, слуха и недоразвитием речи могут оказаться несостоятельными при предъявлении речевой инструкции, но они могут правильно выполнить задание после показа на одном–двух примерах. Дети с сохра­нным интеллектом понимают цель задания. Обычно эти дети следят за реакцией взрослого, контролируя тем самым правильность своих решений.

Дети с наличием деменции различного происхожде­ния обнаруживают прежде всего неравномерность произво­димых обобщений. Наряду с категориальными обобщениями, они дают обобщения по сильным признакам или ситуации, «забывают» обобщающие слова и т.д. Качественные характе­ристики их мышления зависят и от основного заболевания, вызвавшего дементное состояние.

Слабовидящие дети с сохранным интеллектом не испытывают никаких специфических затруднений при выполнении заданий, если достаточно хорошо рассмотрели картинки и поняли, что на них изображено.

Дети и подростки с заболеванием шизофренией (от 6 лет)обнаруживают искаженное обобщение, то есть обобщение по несущественным, латентным, необычным признакам. Если при этом присутствуют и конкретные обобщения, то можно говорить о разноплановости и возможном дементном состоянии.

Дети с заболеванием эпилепсией от 6 летобнаружи­вают выраженную инертность психических процессов, которая выражается в застревании на деталях при разглядывании картинок, медленном усвоении инструкции, малом объеме выполненных заданий. Качество произведенных обобщений зависит от уровня их интеллектуального развития.

Взрослые больные шизофренией обнаруживают иска­жение обобщения и разноплановость мышления.

Взрослые больные алкоголизмом часто демонстри­руют свой специфический «алкогольный» юмор или отвлека­ются на посторонние рассуждения, начиная выполнять задания на обобщение. Они нуждаются в жесткой органи­зации и значимой мотивации для того, чтобы можно было действительно получить достоверную информацию о состо­янии их интеллекта.

Взрослые умственно отсталые обнаруживают кон­кретность мышления, часто строят обобщения по конкретным и ситуативным признакам. Даже если раньше их обучали, они могут не помнить многих обобщающих слов, так как в ре­чи ими не пользуются. Могут называть обобщающие слова неправильно, например, не мебель, а «небель» и т.д.

Взрослые дементные больные в большинстве случаев помнят ряд формальных обобщений: посуда, одежда, ме­бель– и могут справляться с отдельными заданиями. Больных этой категории часто затрудняют новые для них обобщения, не столь стандартные. Затрудняет их и построе­ние развернутого обобщения в речи. Объяснения этих больных в основном довольно путанные. Конечно, уровень обобщений напрямую зависит от степени выраженности деменции.

Взрослые больные эпилепсии обнаруживают прежде все­го инертность психических процессов, замедленность произ­ведения обобщений, застревание на отдельных деталях рисун­ка или на одном рисунке на карточке. Качество производимых обобщений зависит от состояния их интеллекта и колеблется от нормального до конкретного. Если есть признаки деменции, то уровень обобщения будет снижен.

Наши рекомендации