Возрастные особенности процесса обобщения
Дети с хорошим интеллектом способны выполнить задания на исключение лишнего предмета из Группы I уже в 3 года.Они правильно выделяют лишнюю картинку и дают обобщающее слово, иногда произнося его искаженно, неточно, заменяя на глагол, но по сути решение является правильным. Однако дети могут очень стесняться и тормозиться в новой для себя обстановке или с незнакомым взрослым, поэтому если ребенок данного возраста не выполняет задание, никаких выводов о состоянии его интеллекта делать нельзя.
Дети 4 летс нормальным уровнем психического и речевого развития способны справиться с заданиями из Групп I и П. Они могут плохо владеть речевыми обобщениями: мебель, транспорт и др., но не ошибаются в выделении лишней картинки на наглядном уровне. Дети могут дать речевое объяснение своего решения. Отдельные дети данного возраста могут выполнять и более сложные задания по выделению лишнего предмета, что говорит о высоком уровне развития их мышления и речи.
Дети 5 летс нормальным уровнем психического и речевого развития способны справляться с заданиями из Групп I, II и III. Они могут выполнить и некоторые задания и из Групп IV и V. Трудности в основном возникают с формулировкой объяснения решения, а не с самим выделением лишнего предмета.
Темп психического развития нормальных детей варьирует, поэтому способности детей к обобщению могут различаться. Индивидуальные особенности, условия воспитания также оказывают влияние на качество ответов ребенка.
Более точно диагностировать интеллект ребенка с помощью методики «Исключение предметов» можно с 6 лет.Именно в этом возрасте у них начинает формироваться способность к обобщению на уровне понятий. Как было сказано выше, методика может применяться в работе со всеми прочими возрастами детей и взрослых.
Дети 6 летс нормальным развитием сильно различаются между собой по выполнению заданий на обобщение. В большинстве случаев они справляются с заданиями из Групп I–IV. Их могут затруднять сложные речевые формулировки, объяснение некоторых решений, однако сам процесс выделения лишнего предмета у них уже сформирован, и если дети допускают ситуативное решение, то с помощью наводящих вопросов их легко поправить.
Важно подчеркнуть, что все дети данного возраста с нормальным интеллектом быстро обучаются определению лишнего предмета, не испытывая больших затруднений в пределах указанных групп заданий.
Дети 7–8 летс нормальным развитием могут справляться с заданиями всех групп сложности. Здесь также можно наблюдать затруднение в речевых обобщениях, в объяснениях решений. Отдельные варианты заданий могут выполняться детьми с ошибками, но общая тенденция категориального мышления уже выражена отчетливо. Трудности могут вызывать только варианты заданий с двумя решениями.
Дети 9–10 лети старше с нормальным развитием должны справляться со всеми видами заданий. Затруднения, которые у них могут возникать, связаны с недостаточным словарным запасом и неумением четко формулировать в речи, тем более в одной фразе, смысл решения.
Подростки и взрослые люди,если не находятся в момент обследования в клинике или на комиссии, могут относиться
к заданиям на «Исключение предметов» недостаточно серьезно, расценивая их как «детские, легкие и т.д.» Естественно, выполнение задания не должно вызывать у них никаких трудностей. Небольшие неточности в формулировках не являются диагностическими.
3.7. Диагностические особенности выделения «лишнего предмета» детьми и взрослыми с различными отклонениями и психическими заболеваниями
Как было сказано выше, результаты выполнения задания на выделение лишнего предмета дают важный диагностический материал, свидетельствующий об определенных качественных особенностяхмышления, свойственных детям и взрослым с разным уровнем интеллектуального развития, а также при наличии психических заболеваний.
Дети с олигофренией в степени илгбецилъностичасто не понимают инструкции к заданию. Если ребенка с имбециль–ностью 9–10 лети удается научить выделению простейших вариантов из Группы I, то спустя короткое время оказывается, что он ничего не помнит. У таких детей никогда не встречается переноса способа выполнения задания на аналогичное.
Дети с олигофренией в степени дебилъности обнаруживают такие характерные для своего состояния особенности мышления, как конкретность и инертность. Так, дети 6–7 летбез специального обучения строят обобщения по конкретным признакам: цвет, форма, размер. Они могут выделить лишний предмет, исходя из наличия у него какой–то конкретной детали (наличие капюшона у куртки – вместо «одежда и белье», «собака лает»–вместо «животные и птица».) Часто обобщения строятся по ситуации: «Чашка и чайник стоят на столе, будут пить чай, а кастрюля не подходит, из нее чай не пьют».
Инертность мышления может проявляться в том, что, поняв какой–то один принцип обобщения, ребенок может применять его и в работе с другими картинками, плохо переключаясь с одного задания на другое.
Затруднения у таких детей вызывают речевые обобщения. Даже если в словаре ребенка есть какие–то обобщающие понятия, он не пользуется ими адекватно. Нахождение общих качеств часто подменяется описанием отдельных характеристик нарисованных предметов или их различий. Нередки случаи, когда дети дают нелепые объяснения, пытаются угадать правильный ответ или отказываются отвечать.
Дети с задержкой психического развития 6–7 летмогут выполнять стандартные обобщения, но плохо знают обобщающие слова (транспорт, мебель) и испытывают затруднения в заданиях, в которых требуется дать развернутое обобщение в речи («вещи, в которые можно что–то положить»). Дети, получавшие специальную психолого–педагогическую помощь, обнаруживают намного лучшие результаты по сравнению с теми детьми, которые ее не имели. В диагностическом отношении необходимо учитывать, стал ли категориальный метод построения обобщений естественным способом мышления ребенка или научение осталось на уровне запоминания. Этот момент является диагностически значимым для различения задержки психического развития и умственной отсталости. Дети с олигофренией в степени дебильности в основном не усваивают «категориальный» способ обобщений, а запоминают готовые решения. Без тренировки, спустя какое–то время они вновь обнаруживают конкретные способы построения обобщений.
Дети со снижением, слуха и недоразвитием речи могут оказаться несостоятельными при предъявлении речевой инструкции, но они могут правильно выполнить задание после показа на одном–двух примерах. Дети с сохранным интеллектом понимают цель задания. Обычно эти дети следят за реакцией взрослого, контролируя тем самым правильность своих решений.
Дети с наличием деменции различного происхождения обнаруживают прежде всего неравномерность производимых обобщений. Наряду с категориальными обобщениями, они дают обобщения по сильным признакам или ситуации, «забывают» обобщающие слова и т.д. Качественные характеристики их мышления зависят и от основного заболевания, вызвавшего дементное состояние.
Слабовидящие дети с сохранным интеллектом не испытывают никаких специфических затруднений при выполнении заданий, если достаточно хорошо рассмотрели картинки и поняли, что на них изображено.
Дети и подростки с заболеванием шизофренией (от 6 лет)обнаруживают искаженное обобщение, то есть обобщение по несущественным, латентным, необычным признакам. Если при этом присутствуют и конкретные обобщения, то можно говорить о разноплановости и возможном дементном состоянии.
Дети с заболеванием эпилепсией от 6 летобнаруживают выраженную инертность психических процессов, которая выражается в застревании на деталях при разглядывании картинок, медленном усвоении инструкции, малом объеме выполненных заданий. Качество произведенных обобщений зависит от уровня их интеллектуального развития.
Взрослые больные шизофренией обнаруживают искажение обобщения и разноплановость мышления.
Взрослые больные алкоголизмом часто демонстрируют свой специфический «алкогольный» юмор или отвлекаются на посторонние рассуждения, начиная выполнять задания на обобщение. Они нуждаются в жесткой организации и значимой мотивации для того, чтобы можно было действительно получить достоверную информацию о состоянии их интеллекта.
Взрослые умственно отсталые обнаруживают конкретность мышления, часто строят обобщения по конкретным и ситуативным признакам. Даже если раньше их обучали, они могут не помнить многих обобщающих слов, так как в речи ими не пользуются. Могут называть обобщающие слова неправильно, например, не мебель, а «небель» и т.д.
Взрослые дементные больные в большинстве случаев помнят ряд формальных обобщений: посуда, одежда, мебель– и могут справляться с отдельными заданиями. Больных этой категории часто затрудняют новые для них обобщения, не столь стандартные. Затрудняет их и построение развернутого обобщения в речи. Объяснения этих больных в основном довольно путанные. Конечно, уровень обобщений напрямую зависит от степени выраженности деменции.
Взрослые больные эпилепсии обнаруживают прежде всего инертность психических процессов, замедленность произведения обобщений, застревание на отдельных деталях рисунка или на одном рисунке на карточке. Качество производимых обобщений зависит от состояния их интеллекта и колеблется от нормального до конкретного. Если есть признаки деменции, то уровень обобщения будет снижен.