Понятие личности. Проблемы изучения личности. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Понятие личности. Проблемы изучения личности.
В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.
Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания.
При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения:
1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
2. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.
3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
Таким образом, мы можем дать определение личности:
Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
Личность характеризуется пятью потенциалами:
a. Познавательным (что и как она знает)
b. Ценностным (что и как она ценит)
c. Творческим (что и как она созидает)
d. Коммуникативным (с кем и как она общается)
e. Художественным (каковы ее худ.потребности и как она их удовлетворяет)
А главное, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Междисциплинарный подход к личности
Содержание термина в разных науках:
Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках.
Взгляд на личность в различных отраслях психологии:
Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает
Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Наиболее общим является понятие «человек» - существо, обладающее биологическим и социальным началом (социальное, поскольку общественные отношения изменили телесную организацию и характер существования).
Понятие | Определение | Характерные признаки |
Индивид | единичный представитель человеческого рода, носитель природно обусловленных свойств | Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
Субъект | Человек как типичный носитель видов человеческой активности | Темперамент, сознание, воля, мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь |
Личность | Человек как типичный представитель сформировавшего его общества | Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели (обладать свободой выбора и нести ее бремя) |
Индивидуальность | Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей | Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Процесс перехода (превращения) одной формы развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий.
Человек рождается как индивид. После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Здесь следует отметить, что наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие
36. Структура личности. Соотношение биологического и социального в человеке.
Структура в общем поминании – это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими. Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К.К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.
Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.
Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.
Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер.
Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.
Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора – способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.
Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Краткое название подструктуры | К данной подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Влечения, желания, стремления, идеалы, ценности, установки, мировоззрение, убеждения, интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) результат воспитания |
Подструктура опыта | Приобретенные умения, знания, навыки, привычки | Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) результат обучения |
Подструктура форм отражения Уровень психических процессов. | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания). Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) врожденный фактор + тренировка |
Подструктура биопсихических свойств | Половые, возрастные свойства психики. Врожденные свойства типа нервной системы и темперамента | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) врожденный фактор |