Предмет психологии, основные этапы его становления. Соотношение житейской и научной психологии.
Отрасли современной психологии. Их классификация и характеристика.
Современная психология представляет из себя комплекс дисциплин или отраслей психологического знания (около 100)
1. Фундаментальные отрасли:
a. Общая психология – изучает основные свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания. Психические процессы, свойства, состояния личности.
b. Дифференциальная психология – изучает психические различия.
c. Возрастная психология
d. Социальная психология – закономерности бытия личности в социуме.
e. Психология личности
f. Психофизиология – связь психики и мозга
2. Специальные (прикладные) отрасли:
Зоопсихология, педагогическая психология, инженерная психология, психология искусства, психология спорта, космическая психология, юридическая психология, военная психология, медицинская психология.
3. Парапсихология - дисциплина, которая направлена на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений.
Основные методологические принципы и методы психологического исследования.
Основные методологические принципы:
a. Принцип детерминизма (всеобщей причинности – психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни)
b. Принцип единства сознания и деятельности ( не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности)
c. Принцип развития ( психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития)
Методы исследования:
Метод – это путь познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.
Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.
Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.
Виды наблюдения:
Включенное и стороннее, открытое и скрытое, полевое или лабораторное, целенаправленное или случайное, сплошное или выборочное. Самонаблюдение – за собственными переживаниями, чувствами, мыслями и образами.
Наблюдение и самонаблюдение обладают высокой степенью субъективности. И чтобы преодолеть это, в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование.
Эксперимент -Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности ее предмета.
Особенности метода:
1. Исследователь сам вызывает изучаемое явление
2. Исследователь может изменять условия протекания процесса, а также исключить отдельные условия
3. Эксперимент позволяет варьировать количество условий и осуществлять математическую обработку данных
Виды эксперимента:
1. Лабораторный эксперимент – проводится исключительно в лабораторных условиях
2. Естественный эксперимент – в естественных условиях жизни людей
3. Формирующий эксперимент – его цель формировать определенные качества (более высокий уровень внимания)
4. Констатирующий эксперимент – выявляет, определяет психическиерастройства
Основными вспомогательными методами являются:
1. Беседа – получение информации в процессе непосредственного общения
2. Тестирование – психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи
3. Анализ продуктов деятельности – для психологии важно то, что человек создает. (написанные тексты, рисунки…)
Виды воображения, их характеристика. Функции воображения.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
По степени активности и волевых усилий
Активное воображение (преднамеренное) артистическое, творческое, критическое, воссоздающее , антиципирующее.
Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.) Направлено в будущее, направлено больше вовне.
Пассивное воображение (непреднамеренное) произвольное (грезы), непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения, фантазия)
Образы спонтанно возникают сами. Подчинено внутренним, субъективным факторам. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности.
По степени преобразования действительности
Продуктивное (творческое) воображение
человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. Образы воплощаются в оригинальные продукты деятельности.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение
Создание образа предметов или явлений по их описанию. Основан на прежнем опыте. Реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Характеристика отдельных видов воображений
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в большей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Антиципирующее воображение- человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. В основе знания или предугадывания логики развития событий.
Функции воображения
*представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
*формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
*участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
*регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
*основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
*создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
*продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
Мыслительные операции
Сравнение - установление сходства и различия между объектами. Результатом сравнения является классификация (менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.).
Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением (психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела).
Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. (Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека).
Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия (можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов)
Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах (произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок)
Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления (хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой)
Различия чувств и эмоций
Эмоции | Чувства |
Более широкое понятие | Более узкое понятие |
Напрямую связаны с потребностями | Опосредованно связаны с потребностями |
Могут не иметь предметного характера | Всегда носят предметный характер |
Способны предвосхищать ситуацию | Сопровождают ситуацию |
Имеют универсальный характер для всех людей | Носят исторический характер, отличаясь у разных народов в разные времена |
Достаточно быстро исчезают или меняют свой знак | Длительные, устойчивые образования |
Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине).
Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.
Виды научения
1. Научение по механизму импринтинга. «запечатление». этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.
2. Условно-рефлекторное научение. жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.
3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат.
4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания.
5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки.
Теории научения:
Бихевиористы - внимание в их работах уделялось внешним стимулам и реакциям. Предполагали, что простые ассоциации классического или оперантного типа являются «кирпичиками», из которых строится все научение. Так, бихевиористы полагали, что такая сложная вещь, как освоение речи, по сути есть заучивание множества ассоциаций.
В когнитивной психологии изучались правила и стратегии ассоциативного научения. Пытались найти конкретный участок мозга, который отвечает за научение (подобно тому, как существует особый участок коры, отвечающий за обработку цвета). Однако эта попытка не увенчалась успехом.
Сегодня сторонники теории научения полагают, что нервная основа научения заключена в структурных изменениях нервной системы, и они все больше ищут эти изменения на уровне нервных соединений. В частности, наиболее популярной сегодня является следующая идея. Импульс от одного нейрона к другому передается по аксону нейрона-отправителя. Поскольку аксоны отделены синаптической щелью, аксон отправителя выделяет медиатор, который распространяется сквозь эту щель и стимулирует нейрон-получатель. Точнее говоря, когда импульс проходит по аксону отправителя, он активирует окончания этого нейрона, высвобождая медиатор, который вбирается рецепторами нейрона-получателя. Весь этот механизм называется синапсом. Ключевыми моментами, относящимися к научению, являются следующие: некоторые структурные изменения в синапсе и есть нервная основа научения; результатом этого структурного изменения является более эффективная синаптическая передача.
Таким образом, сегодня существуют две теории, рассматривающие развитие психических явпений через практическую деятельность. Это теория деятельности и теория научения. В чем их принципиальное различие? Теория деятельности прежде всего исходит из принципа активности. Субъект активен, что выражается в свободе его выбора. В свою очередь, выбор субъекта определяется его потребностями, мотивами и целями. Условия воспитания и другие социальные факторы играют важную роль в формировании поведения субъекта, но все же особенности личности являются ведущими в осуществлении деятельности. Теория научения, как мы видели, в первую очередь обращает внимание на внешние факторы и биологические механизмы, лежащие в основе научения.
Формирование характера
1. Наследственность и приобретенность черт характера. Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и давать сильную степень отклонения, вплоть до патологической формы (развитие психопатии). При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться.
2. Временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х до 9-10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности. Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные - доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные -эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).
В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные - трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные - лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.
Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, которые начали формироваться ещё в младенчестве, оформляются и ярко выражены уже в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми людьми (школьными друзьями и учителями).
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте.
Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности.
К окончанию школы (к 18 годам) характер фактически сформирован.
Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
Типологии характеров
1. Соматический подход. психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма -- конституцией тела, либо сочетанием других физических качеств, например, генных хромосом (авторы подхода Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, Ч. Ломбразо).
2. Социально-психологический подход.связывает характеры с направленностью личности и взаимодействием личности с обществом. Согласно этому подходу К. Юнг выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип, с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. К. Юнг выделяет 2 основания для типологии характера:
1) направленность личности вовне или вовнутрь (экстраверсия - интроверсия);
2) психические функции (ощущения, интуиция, мышление, чувства).
В соответствии с этими признаками были выделены 8 типов характера:
экстравертно ощущающий,
экстравертно-интуитивный,
экстравертно-мыслительный,
экстравертно-эмотивный,
интровертно ощущающий,
интровертно-интуитивный,
интровертно-мыслительный,
интровертно-эмотивный.
Можно также выделить типы в зависимости от профессиональной направленности личности. Концепция Е. А. Климова: типы людей, выбирающих деятельность в сфере ``человек - человек'', ``человек - техника'', ``человек - природа'', ``человек - знаковая система'' или ``человек - художественный образ''.
3 Психиатрический подход. В последнее время широкое распространение получила типология характеров, связывающая особенности характера с акцентуацией -- чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.).
Акцентуации характера
Понятие ``акцентуация'' впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.
Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Акцентуация -- это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии -- психопатии.
Акцентуации характера по Леонгарду
Гипертимный тип (гиперактивный)
Чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики
Дистимный тип
Низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение
Циклоидный тип
Частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми
Возбудимый тип
Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций
Застревающий тип
Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость
Педантичный тип
Последовательный, упорный, внимательный к мелочам
Тревожный тип
Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение
Эмотивный тип
Представители этого типа предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова»
Демонстративный тип
Представители этого типа характеризуются легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы
Экзальтированный тип
Высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов
Экстравертированный тип
Высокая контактность, наличие большого количества друзей, знакомых, словоохотливость до болтливости, открытость для любой информации
Интровертированный тип
Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию
Определение
Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений
Особенности
1.«субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Конкретизацией этой особенности психологического эксперимента является инструкция испытуемому, даваемая в подавляющем большинстве экспериментальных работ в психологии.
2.дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению.
Уровни эксперимента
В зависимости от задачи исследования эксперимент может осуществляться на трех уровнях:
1) качественном, 2) факторном, 3) функциональном. - степень информативности данных.
качественный уровень - задача состоит в получении данных, характеризующих какое-либо изучаемое явление, какого-либо человека как нечто отдельное, вне связи с другими явлениями.просто констатируется наличие и степень выраженности исследуемого феномена. Примеры: тип памяти; уровень эмоциональности; острота зрения; интеллектуальные особенности и т. д. Этому уровню эксперимента соответствует процедура тестирования.
Факторный уровень - устанавливается наличие или отсутствие зависимости отдельного явления от каких-либо факторов. Примеры: факт зависимости скорости запоминания от структурированности материала; способ решения задачи от установки; Эксперименты этого уровня иногда называют поисковыми, исследовательскими
Функциональный уровень - выявление характера связей между явлениями. Эксперимент на этом уровне позволяет ответить на вопрос, как изменяется одно явление при изменении другого? Примеры: зависимость времени реакции от интенсивности стимула; влияние объема материала на число повторений при запоминании и т. д. Ясно, что это высший по информативности уровень экспериментирования. Эксперименты этого уровня изредка называют подтверждающими.
Контроль переменных
Следует различать контроль независимой переменной и контроль «прочих» или внешних (побочных и дополнительных переменных).
Контроль НП. Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивного. Напомним, что в психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным — наблюдение и измерение.
1. В эксперименте контроль НП производится с помощью активного манипулирования, варьирования (изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники).
2. При систематизированном наблюдении контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений НП из числа уже существующих переменных (разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и хорошо успевающих при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе).
Контроль внешних, «прочих» переменных эксперимента. Основные приемы:
1) элиминация внешних переменных (исключение);
2) константность условий (неизменность) ;
3) балансировка (контрольная группа);
4) контрбалансировка (порядок заданий меняется в разных группах);
5) рандомизация (случайный отбор).
Эти приемы, разумеется, не позволяют полностью избежать воздействий со стороны «прочих» переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой: мытье рук перед едой не дает 100 %-й гарантии от заболевания дизентерией, но существенно снижает вероятность заболевания.
Экспериментальная выборка.
Выборка или выборочная совокупность — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.
Основными характеристиками выборочной совокупности (выборки) являются ее объем и репрезентативность.
Объем выборки – число элементов, включенных в выборочную совокупность.
Объем выборки определяется:
- задачами исследования;
- степенью однородности генеральной совокупности, которую данная выборка репрезентирует;
- величиной доверительной вероятности, при которой гарантируется достоверность результатов исследований;
- требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности.
Репрезентативность – соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Предположим, совокупность — это все учащиеся школы (600 человек из 20 классов, по 30 человек в каждом классе). Предмет изучения — отношение к курению. Выборка, состоящая из 60 учеников старших классов, гораздо хуже представляет совокупность, чем выборка из тех же 60 человек, в которую войдут по 3 ученика из каждого класса. Главной причиной тому — неравное возрастное распределение в классах. Следовательно, в первом случае репрезентативность выборки низкая, а во втором случае репрезентативность высокая (при прочих равных условиях).
Правила формирования выборки:
1. Объект должен соответствовать измеряемому признаку (операциональнаявалидность – мера соответствия методики, плана проверяемой гипотезе)
2. Эквивалентность испытуемых (внутренняя валидность – соответствие реального эксперимента идеальному.Соотношение влияния НП и побочных переменных на ЗП).
3. Репрезентативность (внешняя валидность – переносимость полученных результатов в реальный мир). Выборка должна представлять всю часть популяции, к которой мы применяем данные.
Предмет психологии, основные этапы его становления. Соотношение житейской и научной психологии.
Психология – слово греческого происхождения.«психея» - душа, «логос» - учение.
Психея – простая девушка. Боги возвели ее в лик богинь. В честь ее стремления к идеалу.
Термин «Психология» как обозначение научной дисциплины, стал использоваться в 18 веке после выхода работ немецкого философа Христиана Вольфа: «Эмпирическая психология», «Рациональная психология». От своего появления психология была частью философии.
Только в 1879г психология становится самостоятельной наукой – немецкий ученый В.Вундт открыл экспериментальную психологическую лабораторию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).
Предмет науки – это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей.
Психология на протяжении своего развития изменяла свой предмет:
I. этап – психология как наука о душе (Аристотель)
II. этап – как наука о сознании с 16 по 20 век (развитие естественных наук)
III. этап – как наука о поведении
IV. этап – как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Соотношение житейской и научной психологии:
Житейская | Научная |
Это психологические знания, подчерпнутые людьми из обыденной жизни | Это психологические знания, полученные в результате теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных |
Объектом выступают люди, с которыми человек непосредственно соприкасается | Объект исторически изменился и включает в себя многообразные проявления человеческой психики |
Знания привязаны к конкретным ситуациям и конкретным людям, поэтому мало обобщены и ситуативны | Знания отличаются обобщенностью |
Основным методом является метод наблюдения и самонаблюдения | Осн. методом является эксперимент и вспомогательные методы психологии |
Возможности передачи знаний от одного человека к другому ограничены | Научно-психологические знания содержатся в научных теориях, поэтому возможности их передачи безграничны |
Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.
Житейские знания «Война — зло, но только на ней мужчины узнают, чего они стоят» (Сомалийская поговорка)
Научные знания «Психологические качества личности наиболее полно раскрываются в экстремальных ситуациях». (Вывод наблюдений и экспериментов военных психологов)
1. Особенности психологии как науки. Задачи психологии. Место психологии в системе научного познания (работы Б.М.Кедрова, Б.Г.Ананьева).
Особенности психологии как науки:
1. Полипредметность, т.е. множественность предмета психологического исследования
2. Человек является одновременно и субъектом и объектом познания, т.к. свое сознание исследует с помощью сознания.
3. Практические следствия психологии уникальны, т.к. познавая себя, человек учится управлять своими психическими процессами и познавая себя он изменяется сам.
4. Является одновременно гуманитарной и естественной наукой.
5. Является субъективной наукой, т.к. зачастую психологический факт во многом зависит от его интерпретации исследователем.
Задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Место психологии в системе наук:
В классификации наук, разработанной Б. М. Кедровым, психологии отводится центральное положение. Кедров построил треугольник наук, вершины которого заняли три основные группы наук:
ü о природе (естествознание),
ü об обществе (общественные науки)
ü о мышлении (философия).
В центре треугольника находится психология, связанная со всеми тремя основными группами наук.
.. .. Поскольку человек с его психикой присутствует во всех без исключения сферах своей познавательной, теоретической и практической деятельности, постольку психология, естественно, должна занять центральное положение в общей системе наук.
Утверждения Б. М. Кедрова встречают одобрение среди психологов.
Однако один из ведущих советских психологов, Б. Г. Ананьев, поддерживая в принципе утверждение о центральном положении психологии в системе наук, высказал интересную идею о месте в этой системе человеко-знания как синтетической науки.
Он исходит из того, что не одна психология занимается человеком, а целый ряд наук.
Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.