Особенности воображения при речевых нарушениях
Несколько иначе творческие способности развиваются У детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.
Чем значительнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания. Ребенок не может выполнить рисунок по замыслу, затрудняется, если нужно придумывать новую поделку или постройку.
В игре дети с ОНР отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел оказывается нестойким, и игра распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным развитием речи.
Детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные значения слов, метафор. Чтобы ликвидировать эти пробелы, надо разработать программу развивающего обучения и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка.
Эту работу можно организовать в нескольких направлениях. Ребенку, отстающему в речевом развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на первых этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, в коррекционной работе надо использовать элементы арт-терапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.
Итак, первое направление работы по формированию творческих способностей детей – развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно-ролевой игре.
Второе направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Третье направление – формирование способностей к словесному творчеству.
Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и .воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые считают сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Моторика
У детей с ДЦП развитие двигательных функций нарушено с периода новорожденности. В основе этих нарушений – запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3-м месяцам жизни; эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятную почву для совершенствования произвольных движений.
Преимущественные нарушения параметров движения способствовали попыткам систематизации ряда типов аномального развития двигательной сферы. Были выделены следующие формы:
· «моторная дебильность», или корково-ассоциативная, связанная с недоразвитием пирамидной системы, проявляется в нарушениях мышечного тонуса, неловкости произвольных движений, синкинезиях. При кажущемся обилии движений наблюдается бедность их комбинаций, слабая приспособленность к реальным задачам. Скудность и инертность мимики нередко находятся в контрасте с повышенным настроением;
· «двигательный инфантилизм», отражающий замедленную динамику моторного развития, в основе которого лежит неугасание некоторых рефлексов, свойственных раннему детству (синкинезии и др.), запаздывание в развитии стояния, ходьбы, сидения;
· экстрапирамидная недостаточность, с бедностью мимики, жестов, защитных и автоматических движений, недостаточностью их ритмичности и автоматизации;
· фронтальная недостаточность с малой способностью выработки двигательных формул, расторможенностью или, наоборот, гиподинамией.