Особенности памяти при речевых нарушениях
Исследованиями памяти детей с ОНР занимались такие ученые, как Г.С.Гуменная, Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо и др. Выяснилось, что объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от нормы.
Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений (И.Т.Власенко, 1990).
В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.
При этом уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития. Например, у детей с его задержкой нет выраженных различий в объемах слуховой и зрительной памяти. При исследовании преднамеренного запоминания у детей с тяжелыми нарушениями речи выявлены некоторые особенности: они медленнее ориентируются в условиях задачи, их результаты ниже по сравнению с нормой.
Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.
Допущенные при воспроизведении ошибки дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех категорий детей. Так, через 10 мин они воспроизводят пять слов, на следующий день одно-три слова. Для детей с моторной алалией особенно сложно воспроизведение середины серии из десяти слов.
Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала – правого.
Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность действий. Как правило, они не используют речевое общение с целью уточнения инструкции. Это связано и с особенностями внимания. Однако при существующих трудностях у детей с речевыми нарушениями остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. Таким образом, у детей данной категории наблюдаются следующие особенности памяти:
· объем зрительной памяти практически соответствует норме, за исключением запоминания геометрических фигур;
· общее снижение функции слуховой памяти;
· низкий уровень отсроченного воспроизведения;
· низкий уровень продуктивности запоминания;
· относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
Мышление как психическая характеристика
Основные понятия
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно, устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями.
Основные функции мышления: установление всеобщих взаимосвязей; понимание сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений; обобщение свойств однородной группы явлений.
Выделяются несколько видов мышления, объединяющихся по определенным признакам.
1. По форме: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-образное.
2. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее); продуктивное (творческое).
3. По характеристике решаемых задач: теоретическое; практическое.
4. По структуре: дискурсивное; интуитивное.
Мышление включает следующие операции:
· анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон);
· синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами);
· абстрагирование (отвлечение существенных свойств предмета от несущественных);
· сравнение (соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного);
· обобщение (соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях);
· конкретизация (выражение мысли словами).
Мышление взрослых и детей, имеющих нарушения речи, – одна из важных проблем логопсихологии. Чтобы разобраться в тесной взаимосвязи речи и мышления, требуется учитывать внутренние закономерности развития и распада ВПФ. У детей с речевой патологией значения слов не одинаковы при различных способах функционирования мысли. Верно и обратное: каков уровень развития значения слов, таковы и способы последнего. Именно в этом Л.С.Выготский видел одно из главных условий единства речи и мышления.
Мышление имеет особую структуру, в которую входят:
ориентировка в условиях задачи, анализ входящих компонентов, выделение признаков и связей; выработка стратегии; поиск соответствующих способов выполнения (исполнительный этап); нахождение ответа; сопоставление результатов с исходными условиями. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Этапы выражения мысли словами: определение мотива высказывания, замысла; перекодирование замысла в развернутую речь и создание схемы высказывания; активация грамматических структур – развернутое внешне речевое высказывание.